Без Петра. Император играет на флейте...

Jul 12, 2015 14:31

Ну да, наследовавший дяде 28-летний султан Селим III получил не только поэтический дар от отца, но и сочинял неплохую музыку. Покровительствуемые им композиторы создавали новые стили и разрабатывали простую и легкую нотную запись, благодаря чему турецкая музыка сохранилась до наших дней.



Аудиенция Селима, портрет придворного живописца Константина Капидагли


А это работа Джона Янга

Еще наследником престола Селим проявил свою галломанию. Франция была в его глазах образцовым государством. В переписке с Людовиком XVI юный Селим упрекал французов, что те бросили их на милость русских и умолял помочь империи вернуть потерянное. На престол он вступил, горя надеждой разбить северных захватчиков и вернуть Крым. Но первый же год правления принес с собой сплошные катастрофы. Фокшаны, Рымник, падение Белграда, оккупация Валахии... турки считали, что теперь австрияки спокойно дойдут до Софии. Помогла смерть Иосифа, позволившая сосредоточиться на войне с Россией. Леопольд подлый трус идее разгрома османов был чужд.


Штурм Измаила

И все равно 1790-91 годы продолжили череду сплошных поражений Османской империи. Селиму так и не удалось сохранить лицо, одержав хоть символическую победу. По Ясскому миру граница России продвинулась до Днестра и Кубани, а признание сюзеренитета над кавказскими джигитами было даром данайцев - за набеги горцев через Кубань султан должен был платить компенсации.

Развязавшись с войной, Селим мог приступить к реформе армии. Для него необходимость модернизации по западному образцу была очевидна. Но как осторожный политик, султан запросил рекомендации двухсот высокопоставленных военных, чиновников и мусульманского духовенства. Свои мнения они могли подавать и так, но массовое требование сверху высказать свое мнение был новым веянием. Абсолютное большинство предложило реформы на основе европейского опыта.

1 марта 1793 года было учреждено новое казначейство, которое пополнялось за счет возврата в казну освободившихся налоговых округов. Началась вербовка безработных юношей из Стамбула. 18 сентября 1794 года Селим опубликовал устав армии "нового порядка" и распространил вербовку на Анатолию - самый бедный и отсталый регион империи. К 1800 году 90% этих войск составляли анатолийские крестьяне и кочевники. Они жили в новопостроенных казармах, были одеты в единую униформу, вооружены ружьями и тренировались по европейским уставам.

Первое боевое крещение армия "нового порядка" приняла в Египте - против войск бывшего главного союзника. Вдохновленный успехами Селим счел возможным перейти от вербовки к рекрутскому набору. С 1802 года должностные лица и аристократы Анатолии были обязаны выставлять строго определенное количество новобранцев. Для нищих турок прибор в армию был счастливым билетом, а зажиточным и преуспевающим жителям Балкан - костью в горле. Распространение призыва на европейскую часть в 1805 году вызвало ожесточенное сопротивление. К 1806 году армия "нового порядка" насчитывала в своих рядах около 22000 солдат и 1500 офицеров.


Селим принимает первый парад армии "нового порядка"

Строительство современного флота началось еще в середине 80-х годов, но темпы оказались слишком неторопливыми. Чтобы восполнить военные потери корабельного состава Селим форсировал их - за период 1789-98 годов османский флот получил 45 крупных боевых кораблей. Школа инженеров флота, получившая новое, более просторное здание еще при Абдулгамиде, была разделена на два специализированных подразделения - одно готовило к судовождению и навигации, второе - к кораблестроению. В 1792 году вновь открылась турецкая типография, и на этот раз она была не забавой узкого круга высших сановников - империи нужны были учебники и уставы.


Модельки турецких моряков: начальник верфей Селима III, за ним - Ахмета III, начальник штрафников, моряк, морской солдат из греков, моряк галеона, иностранный моряк


Кучук Гусейн-паша. Капудан-паша в 1792-1803 годах

Во внешней политике Селим настойчиво стремился включить Османскую империю в европейский концерт. В 1793 году было открыто первое постоянное посольство в Лондоне, в 1794 и 1795 - в Вене и Берлине. В 1797 году, накануне разрыва, посольство открылось и в Париже. С вторжением Наполеона в Египет турки впервые в истории вступили в коалицию, причем с традиционными противниками.

А теперь к этой ложке меда добавим бочку дегтя. Начнем, как всегда, с финансов... точнее, их отсутствия. С началом революционных войн французские торговые суда вымело из Средиземноморья. Турция лишилась главного торгового партнера. Но греческие купцы очень быстро смогли восстановить эту связь. Упадок экономики, только начинавшийся при Селиме, был связан не столько с войнами, сколько с проникновением дешевых европейских товаров. Но это была скорее проблема будущего.

А здесь и сейчас финансовая проблема была проблемой политической. Система откупов привела к тому, что реальной властью в империи стали провинциальные богатеи. Именно они в последних войнах набирали войска и снабжали их. Центральная администрация больше вела с ними долгие, сложные и непростые дипломатические переговоры, чем просто отдавала приказы.


Осман Пазвантоглу - один из могущественнейших балканских варлордов

Ну и могла ли нравиться обретшим такое могущество людям армия "нового порядка"? А ее финансирование, на которое обращались налоговые округа, где освободилось место откупщика, попросту било по их карманам - откупа, как правило, разделялись на множество долей. Диверсификация - она и в таком бизнесе выгодна. На востоке большинство правителей пока сохраняло лояльность, но на Балканах уже шла полномасштабная война между неофициальными правителями, в которой Стамбул перекидывался со стороны на сторону, осаживая не в меру усилившихся. В итоге на северной границе вспыхнуло и разгорелось сербское восстание (поначалу инспирированное собственно самим правительством).


Орашац, 1804 год - руководители сербских отрядов решают бунтовать против султана

В аравийских пустынях набирали силу ваххабиты. В 1802 году они разграбили Кербелу (Ирак), в 1803 в первый раз заняли Мекку, в 1805 пала Медина, а в 1806 Сауд снова занял Мекку. С 1807 года священные города стали недоступны для турецких паломников, а в пятничной молитве имя Сауда сменило султана. Авторитет Османов как лидеров исламского мира был непоправимо подорван.

С революционными правительствами Франции Селим предпочитал поддерживать дружеские отношения. Он недвусмысленно дал понять европейским монархам, что если для них те - смутьяны, то для него - французы. А дружба с Францией не зависит от режима, который в ней правит. Увы, почти трехвековой союз грубо нарушила сама Франция, вторгшаяся в Египет. Французские специалисты покинули Турцию (но не все). Сделавшись членом антифранцузской коалиции, Турция вынуждена была уступить России и признать ее право на утверждение господарей Валахии и Молдавии. С заключения Амьенского мира начались душевные метания - вернуться к союзу с Францией хочется, а ну как побьют. Лишь после Аустерлица турки решились окончательно вернуться на сторону Наполеона.


Горящие туры в Египет...

Смещение господарей привело к войне с Россией. Селим решил, что это подходящий момент для продолжения и расширения армейских реформ. Янычары к тому моменту превратились уже из наследуемого звания в покупаемое. Правительство неоднократно пыталось выяснить, кто же действительно служит, кто давно умер или дезертировал, а кто и вовсе лишь на бумаге числился янычаром. И всегда безуспешно. Любые, самые микроскопические попытки реформирования умирали на стадии замысла, даже не начинаясь. В конце концов от них готовы были отстать хотя бы после освоения ружей европейского образца, но янычары даже военной подготовкой заниматься отказывались.


Турецкие ружья

Но запальным фитилем стали ополченцы, охранявшие Босфор. Когда 24 мая 1807 года им приказали принять "новый порядок" и одеть форму, те убили суперинтенданта. Янычары опрокинули котлы и бунтовщики двинулись ко дворцу. Увы, осторожный политик Селим не решился устроить утро янычарской казни. Войска "нового порядка" так и не получили приказа выступить из казарм. Вместо этого султан начал политические игрища и пообещал вообще распустить их. Янычары ему не поверили, а вот солдаты плюнули и разошлись. 28 мая Селим был вынужден отречься в пользу двоюродного брата Мустафы, сына Абдул-Гамида.

image Click to view



За осторожность Селима заплатили жизнью и он сам и очень, очень многие подданные.

Турция, 18 век, 19 век

Previous post Next post
Up