Dec 22, 2005 00:12
Было дело, отец мой преподавал. Не педагог по образованию, но с прекрасным чувством юмора и умением находить общий язык со всеми: с коллегами, с начальством разных мастей и рангов, подчинёнными, да и вообще, легкий в общении человек. Инженер, однако.
И учить пришлось не юных специалистов вчерашних студентов, а товарищей (коими они тогда считались) менее настроенных на приятие новых вещей, но очень-очень в них нуждающихся. Эта нужда в образовании (качественном) стала серьёзной задачей на тот исторический момент (1976 год). Как для СССР, так и для... Ирака.
Мда, мой отец учил иракцев.
Урок начался с разъяснения, в довольно общих чертах, устройства двигателя одного военного самолёта состоящего на вооружении ВВС СССР. На тех же самолётах предстояло летать и иракцам, и их же собственными силами в последствии ремонтировать. Тема более чем серьёзна. Отец заметил несколько потерянные взгляды своих учеников и резво перешёл на ещё более упрощённые объяснения. Тоска и непонимание в глазах только усиливались. Через час урок потихоньку превратился в краткий курс физики о принципах работы электричества. Инженерам (!) из Ирака было не понятно, каким таким шайтан-образом по проводам что-то течёт?! Какой такой ток?! Провод вижу. Электрон не вижу! Нет тока!
Лёгкости в общении и доверительного подхода к обучающимся явно не хватало.
- Ну, свет же у вас есть, когда вы его включаете! Лампочка светится! По проводам бегут электроны...
- Аллах, знаю, есть. Стол вижу, небо вижу, они есть. Электрон не вижу, значит нету!
Изнеможение и утрата всяческой надежды сделать из этих товарищей настоящих инженеров вынудила отца обратиться к руководителю группы. Руководитель был более образован, нежели его подопечные. Всего-то, закончил Оксфорд и ещё парочку высших учебных заведений. Почти слёзные жалобы отца на невменяемость группы не изменили выражения его лица. Совершенно спокойно он выстроил всю группу в шеренгу. Медленно и хладнокровно (!) надел белые перчатки...
- Кто не знает, что есть электрон? Поднять руку, - не повышая интонаций.
- Но не видно же! Нету! - хрясть по лицу!
- Кто ещё не видит электрон?
- А... - ещё одна затрещина!
Воцарилась звенящая (видимо, после затрещин) тишина.
- А теперь, слушать меня! Аллах сказал - электрон есть!!! Продолжайте урок, Александр Васильевич.
Спустя некоторое время курс был успешно завешён. Нареканий группа больше не получала ни разу, ряды иракских инженеров пополнились новыми специалистами в области ремонта и обслуживания двигателей военных самолётов.
И аллаху одному известно, что из этих полученных знаний спустя много лет мешает/мешало армии США и в какой степени. Историческая значимость тех уроков так и осталась погребена в песках времени, потому как степень и уровень приложения инженерных знаний иракцами моему отцу остались неизвестны.
Как показывает сегодняшняя практика, не нужно видеть электрон и даже знать о его существовании. Достаточно не перепутать цвет проводов, и постараться не взорваться раньше установленного срока, и сделать это в нужном месте.
опыт,
Ирак