Талантливого актера и режиссера Леонида Быкова еще хорошо помнят не только граждане бывшего СССР - его образы на экране волновали совершенно разных людей. При этом секрет его популярности довольно прост: он пытался делать кино о людях и для людей. Более 60 лет назад он сыграл свою первую роль в кино, а 40 лет назад снял свой лучший фильм, который принес ему заслуженную и очень большую славу - «В бой идут одни старики». Леониду Быкову удалось снять один из лучших фильмов о войне, который стал жемчужиной советского кинематографа.
Леонид Быков родился 12 декабря 1928 в небольшом селе Знаменском Славянского района Донецкой области. С самого детства Леонид Быков рос веселым и смышленым мальчиком, однако становиться актером и связывать свою жизнь с кино он тогда не думал. В детстве он насмотрелся фильмов о летчиках, таких как «Истребители» и «Валерий Чкалов», и именно поэтому, как и многие мальчишки его времени, он грезил небом и мечтал поступить в летное училище. При этом внешние данные были не лучшие: довольно маленький рост и лицо вечного школьника-подростка. Поэтому в 1943 году в Барнауле, куда его семью эвакуировали еще в начале войны, попытка обмануть военкомат закончилась ничем. Строгий военком отметил, что Быкову еще рано на фронт и посоветовал тому сначала закончить школу.
Свою мечту о небе Леонид Быков не оставил и в 1945 году, уже находясь в Ленинграде, он поступил во 2-ю спецшколу летчиков, где успел проучиться всего 1 месяц. Из школы его отчислили за небольшой рост, и на этом летная карьера Быкова окончательно завершилась. После такой неудачи он решил податься в артисты. Но и на этом новом поприще сначала его ждало лишь разочарование. Первая попытка поступить в Киевскую школу актеров в 1946 году была с треском им провалена. После этого наш герой-неудачника ждало безрадостное возвращение в родной дом и возможные насмешки друзей-приятелей. Возможно, осознавая это, Быков решает ехать в Харьков, для того, чтобы повторить свою попытку стать артистом. Стоит отметить, что это ему неожиданно удалось. Быков успешно сдал экзамены в Харьковский театральный институт и был зачислен на 1-й курс.
Уже на первом же курсе института Быкову была доверена роль Павки Корчагина, при этом играть ее он должен был на главной городской сцене в Харьковском государственном академическом театре им. Шевченко. Для начинающего артиста это был настоящий успех. В 1951 году, окончив институт, он был принят в труппу Харьковского академического театра и играл на его сцене до 1960 года. Уже в 1952 году Быков сыграл свою первую роль в кино. Это был фильм Виктора Ивченко и Исаака Шмарука «Судьба Марины», в котором будущей звезде советского кинематографа досталась лишь эпизодическая роль простого деревенского паренька Саши.
На удивление многим, этот фильм был достаточно большой зрительский успех, а начинающего актера запомнили не только зрители, но и кинорежиссеры. В 1954 году Александр Ивановский и Надежда Кошеверова предложили Леониду сыграть роль Пети Мокина в фильме «Укротительница тигров». Данная картина имела огромный успех в советской публики. Начиная с нее, имя актера Леонида Быкова стало известно практически всем. Между тем, параллельно с «Укротительница тигров», актер снимался в другой картине «Ленфильма», - «Максим Перепелица». Успех этого фильма в кинопрокате был не таким потрясающим, но для Леонида Быкова эта роль по-настоящему открыла двери в большой кинематограф, и он окончательно получил любовь отечественного зрителя.
После этого Быков продолжал активно сниматься, правда, часто это были роли похожи одна на другую: своеобразные Максимы Перепелицы только более мелкого масштаба. В то же время актеру хотелось чего-то нового, он не собирался до бесконечности эксплуатировать один и тот же образ, поэтому старался по возможности выбирать роли разного плана. В 1961 году на экраны страны вышел фильм «Алешкина любовь», в котором Быков сыграл одну из лучших своих ролей. С 1961 по 1964 годы он успел сняться в фильмах: «На семи ветрах», «Когда разводят мосты», «Осторожно, бабушка!"
Параллельно с этим Быков экспериментирует и пробует себя в роли режиссера. В 1960 году, порвав с театром, он с семьей переезжает в Ленинград. На «Ленфильме» ему пообещали дать попробовать себя в роли режиссера и он соглашается на переезд. В 1961 году совместно с режиссером Гербертом Раппопортом Быков снял короткометражку «Как веревочке ни виться ...» И хотя эта работа прошла практически без внимания зрителей и критиков, это искушение не отпугнула молодого Быкова от режиссуры. В 1963 году он снимает полнометражную саркастическую и печальную комедию "Зайчик", в которой сыграл главную роль, критики эту работу Быкова не оценили, и сам понимал, что снял не слишком добротное кино.
При этом давней мечтой Быкова были съемки картины, которая рассказала бы о героизме советских летчиков в годы Великой Отечественной войны. Любовь к небу и к людям этой профессии жила в Быкове с самого детства и никогда его не оставляла. К тому же, он помнил своего лучшего друга Виктора Щедронова, который, в отличие от Быкова, смог закончить летное училище, попал на фронт и погиб в бою 11 апреля 1945 в Чехословакии. Через 20 лет после этого Леонид Быков написал сценарий к лучшей своей картины и к одному из лучших советских фильмов о войне - «В бой идут одни старики». Свое погибшего друга Виктора он воплотил в образе Смуглянки, сохранив того даже фамилию друга - лейтенант Щедронов.
Леонид Быков создал сценарий своей бессмертной картины в сотрудничестве со сценаристами Александром Сацким и Евгением Оноприенко. При этом ставить эту картину в СССР длительное время не позволяли. Чиновничий аппарат и КГБ считал данный фильм недостаточно героическим. Для того, чтобы доказать обратное, Леонид Быков начинает «обкатывать» сценарий фильма со сцены. Чтение им отдельных отрывков сценария фильма в самых разных городах СССР вызвало неизменный восторг слушателей, а это доказывало, что сценаристы не прогадали и идея их фильма является правильной. Наконец, поняли это и руководители кино Украины. В 1972 году Леонид Быков приступил к съемкам, а в 1974 году фильм вышел на экраны и с тех самых пор остается у отечественного зрителя одним из самых любимых фильмов о войне.
После триумфа данной картины не заметить талантливого режиссера была просто невозможно. В том же году Леониду Быкову было присвоено звание народного артиста Украины. Причем, в отличие от многих тогдашних деятелей искусства, заслужили это звание благодаря самым разным обстоятельствам, а не за популярность в народе и талант, Леонид Быков получил это звание заслуженно. Ранее, в 1965 году, Быкову уже было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Через год после премьеры фильма «В бой идут одни старики» Быков вновь обращается к теме войны. На этот раз он начинает съемки картины «Аты-баты, шли солдаты». Сценарий к этому фильму был написан Борисом Васильевым и Кириллом Раппопортом. Одну из главных ролей в этом фильме сыграл сам режиссер, для которого эта роль в кино стала уже 22-й. При этом сначала он не думал сниматься в этой картине, на роль ефрейтора Святкина тогда пробовались многие актеры, но ни один из них не подошел. И тогда коллеги посоветовали Быкову самом сыграть эту роль. Стоит отметить, они оказались правы, вряд ли кому-то удалось бы сыграть эту роль лучше.
Съемки картины проходили под Загорском зимой 1976 и были довольно сложными. На дворе стояли очень сильные морозы, от которых страдали и люди, и техника. В ходе работ выяснилось, что большая часть отснятой пленки стала бракованной, а сам Быков перенес второй инфаркт и месяц пролежал в больнице. В любом случае, героическая труд участников данного фильма не был напрасным. Выход картины стал очередным триумфом актера и режиссера Леонида Быкова. По данную картину он был удостоен Государственной премии Украинской ССР.
Просматривая строки официальной биографии, не стоит обольщаться. Конечно, Быков радовался наградам и триумфа, но душа его была неспокойна. Угодничество, общая лесть, коррупция, царившие в стране, не давали ему спокойно работать и жить. Даже официальный прием военного фильма «Аты-баты, шли солдаты», в котором не содержалось никакого диссидентства, не было никакой политики, прошел очень сложно. Во время показа данного фильма представитель Госкино внезапно захрапел. А проснувшись начал задавать нелепые вопросы: «А почему это у вашего фильма странное название? Похоже на детскую считалку ... »Слава Богу, у присутствующих тогда хватило духа ему возразить и отбиться от многих замечаний и придирок.
Сняв две очень хороших картины о войне, Леонид Быков решает сменить тему и в 1978 году он приступает к съемкам сатирической фантастической картины под названием «Пришелец». Съемки этого фильма проходили в тяжелых условиях для режиссера. К картине очередной раз начали приставать чиновники от киноиндустрии. К тому же, сам Леонид Быков уже не мог видеть того, как его коллеги, выслуживаясь перед начальством и властью, буквально втаптывают друг друга в грязь в борьбе за поездки за границу, квартиры. Видимо именно по этой причине Леонид Быков так никогда и не вступил в КПСС, хотя его туда «настоятельно приглашали».
Леонид Быков трагически погиб в автокатастрофе в возрасте 50 лет. Авария произошла на трассе «Москва-Киев» 11 апреля 1979. Леонид на своей машине возвращался с дачи под Киевом. Впереди него по дороге двигался асфальтовый каток, актер решил объехать, но при попытке обгона ему навстречу выскочил грузовик. Для того, чтобы избежать лобового столкновения, Быков вывернул руль в сторону и на полной скорости врезался в каток. Похоронен известный актер и режиссер на Байковом кладбище в Киеве. Сегодня один из бульваров столицы Украины носит его имя, а в 1994 году Международный Астрономический Союз присвоил одной из открытых малых планет имя «Быков».
В людях Леонид Быков, прежде всего, ценил их «подлинность», он не терпел лицемерия и фальши. Его герои и сейчас привлекают зрителя своей душевной чистотой, неиспорченным внутренним миром и каким-то очень светлым отношением к жизни. Но это, в общем-то, и неудивительно, если представить на мгновение, что в кино Быков обычно играл самого себя.[Спасибо] wartime.org.ua