«Последний Хмырь» публиканул забавный матерьялец: герлицу, которая вообще в принципе не в теме, заставили прослушать диск «Гражданской обороны». Девчонка была потрясена настолько, что не находила слов для описания своей невменяемости. «Боже мой! Что это?? - патетически восклицала она, театрально закатывая глаза. - Я ваще в принципе не в теме: шо это за музыка и кто её слушает?!» Это был всего лишь «Красный альбом», а что, если бы ей достался аццкий «Сотонизм»? Вот то-то же. Знай наших. Если даже такой «видный рок-критик», как Артемий Троицкий (не путать с Севой Новгородцевым и со мной), и то не просёк фишака, - то чего же требовать от малограмотной торговки салом с Бессарабки?
Михаил Мельников очень точно охарактеризовал «две почти не соприкасающиеся группы слушателей „ГрОба“ - фанаты, балдеющие от нецензурной лексики и не различающие толком „Сектор газа“, „ХЗ“ и „ГрОб“, и молодые эстеты, потрясённые тем, что интеллект можно сочетать с редкостными драйвом и агрессией».
В юности я, как и всё моё поколение, тащился от «Нирваны», до тех пор, пока не докатились до меня грозные раскаты злых песенок Егора Летова - про плюшевого мишутку, про дедушку Ленина, про Маленького Принца, про влюблённую Офелию и непослушного Христа. «Нирвана» - музыка агрессии и депрессии. «Гражданка» - агрессия чистой воды. Концентрированный сгусток тёмной энергии. «Я плохой, я очень плохой мишка».
И кто бы шо ни говорил, а по-моему, парочка «Лунный переворот» + «Сносная тяжесть небытия» куда слаще парочки «Долгая счастливая жизнь» + «Реанимация». Хотя и последние тоже очень даже ничего себе, но те два, написанные в девяностых и восстановленные начисто в 2005-м, - просто-таки нетленные шедевры. Настоящая революционная музыка.