Leave a comment

Comments 15

marina_ogor November 30 2012, 20:23:13 UTC
правда что ли имя Кагановича московское метро носило? разве не сразу имя Ленина ему дали?

Reply

bibliophagus November 30 2012, 20:50:33 UTC
Лазарь Моисеевич, непосредственно руководивший строительством метро, в 1935 году - в год открытия первой очереди метрополитена - был назначен народным комиссаром путей сообщения, а метрополитену присвоено его имя. После смерти Сталина Хрущов постепенно смещал своих конкурентов со всех постов. Каганович был «разоблачён» вместе с Маленковым и Молотовым, лишён всех своих чинов и должностей, а после - и исключён из партии. Соответственно и метрополитен стал - имени не какого-то там врага народа, а В. И. Ленина.

Reply

marina_ogor December 1 2012, 07:16:15 UTC
спасибо за политпросвет:) удивительно, что первое имя метро было присвоено еще при жизни Кагановича. большевики не утруждали себя политесом.

Reply

bibliophagus December 1 2012, 11:40:17 UTC
Да не за что, факты-то известные. Скромности большевикам действительно было не занимать, но так и время было совсем другое. Коммунистические вожди действительно воспринимались как боги, люди искренне верили в их всемогущество. Они могли поставить горы на дыбы, повернуть реки вспять, затмить солнце и так далее. Это сегодня мы смотрим на происходящее, например, в Северной Корее или в Туркмении как на какую-то дикость. Нам это уже удивительно. А тогда - всё было в порядке вещей, ничего из-ряда-вон-выходящего ( ... )

Reply


miriam_stein December 1 2012, 03:11:21 UTC
Спасибо за информацию! Я тоже считала, что сей шедевр изначально носил имя Ленина.
А песня .... идеологически развратная по нынешним временам. И жуткая ещё. Ну, она хороша в контексте ироничной рок-поэзии конца 80-х. А так...

Reply

bibliophagus December 1 2012, 11:22:21 UTC
Особенность того времени - 1930-х - 1940-х годов - в том и заключалась, что всё было по-настоящему. Никакой иронии, никаких сомнений. Всё, за что брались, делали всерьёз и надолго. И строили на века, и разрушали тоже. И даже песни, которые сегодня воспринимаются попросту идиотскими, слагали всерьёз.

А главное - искренне верили в то, что действительно строят новую жизнь, отринув старую. Сегодня мы можем ужасаться масштабам сотворённого тогда, но главное - надо понимать эту особенность и воспринимать совершавшееся в её контексте ( ... )

Reply

miriam_stein December 1 2012, 11:50:34 UTC
Ну, вы словно обиделись... :) Именно с такой или подобной песней моя славная семья поехала работать по распределению в холодные и дальние края. Этот энтузиазм/альтруизм передался и мне. Жуткими мне кажутся лишь главные культовые персонажи этого "гимна". Тогда, во время и после войны, песни писались даже детьми. Потому как все было пропитано надеждой на "светлое неизвестное совсем будущее". "БАМовские" песни представляются сейчас не менее странными. Идиотскими они и не казались никогда. Странными, да. За разочарованием всегда следует ирония и сарказм. "То, что я должен сказать" Вертинского -- по мне, лучшее из разочарований-предсказаний.

Reply

bibliophagus December 1 2012, 12:09:46 UTC
Может быть, я слишком многословно Вам ответил - но, простите, просто не сдержался. Тоже - «не могу молчать» или «должен сказать», пусть и здесь, на укромной страничке Интернета. Российская история меня ужасает и потрясает до дрожи. Насколько в ней во все времена было место всему - и прекрасному и величественному, и вместе с тем такому, что вообще никак не укладывается в сознании. На прошлое нашей страны, равно как и на её настоящее, я смотрю без очарования, но с трепетом - как на что-то непостижимое, но поражающее своими масштабами. Впрочем, как и на всю историю человечества, продолжающую разворачиваться на наших глазах.

Reply


Leave a comment

Up