Дмитрий Данилов: "Не надо смотреть в прошлое и ждать повторения давних достижений"

Mar 12, 2024 12:50


Вы точно слышали о спектакле "Человек из Подольска" - это самая известная пьеса Дмитрия Данилова. В прошлом году многие с интересом читали роман "Саша, привет!", а сейчас мы совсем недавно обсуждали его книгу путевых заметок "Пустые поезда".

Но Дмитрий Данилов не только прекрасно пишет стихи, пьесы, повести и романы (я насчитала 17 книг), он написал ещё и либретто монооперы Михаила Крутика «Концерт для Повара с Оркестром» и оперы «Путь к сердцу». Дмитрий лауреат многих престижных литературных премий, а с прошлого года он стал председателем Экспертного совета самой известной российской премии "Большая книга".

О своём творчестве, например, о том, что легче пишется - проза, поэзия или драматургия, о функциях председателя литературной премии и о том, какую премию самому хотелось бы получить, о том, что больше нравится у Чехова, а также о том, надо ли писать "большой русский роман", Дмитрий расскажет нам в своём интервью.



«С книгой в обнимку»

1. Какие постановки своих пьес (в каких театрах) Дмитрий считает самыми удачными?

Самый первый спектакль «Человек из Подольска» Михаила Угарова в Театре.doc. Спектакль Михаила Бычкова по той же пьесе в питерском «Приюте комедианта». Спектакль Марины Брусникиной «Человек из Подольска Серёжа очень тупой» в театре «Практика». Спектакль Марата Гацалова «Саша, привет!» в Театре Наций. «Саша, привет!» в постановка Анатолия Праудина в Нижегородской драме и в питерском «Балтийском доме». И ещё много, долго можно перечислять.



2. Какую книгу читает прямо сейчас?

Надя Алексеева «Полунощница».

3. В книге "Пустые поезда" очень подходящие иллюстрации, но хотелось ещё и фотографий, сделанных автором. Особенно маленького трогательное снегоочистителя)). Нет ли в планах (ну вдруг?)) ещё одного издания, с фотографиями.

Нет, таких планов нет.

Ярослав:

что у Дмитрия легче и охотней пишется - проза или пьесы?

и есть ли какая-то специфика в написании того и другого?

И проза, и пьесы пишутся трудно. Но, конечно, написать роман труднее, чем пьесу, ну просто потому, что работы гораздо больше. Специфика, конечно, есть, это разные типы текстов. Пьеса - более компактный вид текста, там важно слышать речь персонажей, всё построено на живой (ну или не живой) устной речи. Написание романа - это что-то типа строительства большого здания, тут надо очень много думать, продумывать, рассчитывать. Рассказ - нечто более спонтанное. Мне сейчас кажется, что я говорю очевидные банальности, извините.

и - если уж на то пошло - что ему больше нравится у Чехова: драматургия или проза?

Всё нравится. Разве что в меньшей степени - чисто юмористические рассказы.

Алиса Т:

Поезда - символ стремительного движения вперёд, к светлому будущему. Если в прошлом - "Наш паровоз, вперёд лети! В коммуне остановка", то какой девиз был бы уместен в реальности "Пустых поездов"?

Думаю, никакой. Какие уж тут девизы.

«Книги и Юлия»:

1) сложно ли придумать кульминацию произведения?

Да, это бывает непросто, я несколько раз сталкивался с такими трудностями.

2) какие у вас писательские ритуалы?

Нет, никаких ритуалов нет. Разве что пишу обычно ночью.

3) придерживаетесь ли вы писательской нормы?

Нет, никакой нормы у меня нет, принцип «ни дня без строчки» мне глубоко чужд. Я вообще редко и мало пишу.

Алексей Чайковски:

Какую из Ваших книг Вы бы могли определить как «лучшую»? По воплощению задуманного? Какая Вам больше нравится? Или такого нет и все произведения для Вас одинаковые?

Если говорить о прозе и пьесах, то тут лучших для меня нет, они все лучшие. Если говорить о стихах, то удачными считаю примерно четверть написанных.



«БиблиоЮлия»:

Маяковский разбивал стихи лесенкой, сейчас модно писать всё сплошным текстом. Как вы думаете, это просто выпендрёж или реально важно для поэта и читателя стихов - архитектура стихотворения? Вы с этим экспериментировали?

Я бы не сказал, что сейчас модно писать стихи сплошным текстом, как прозу. Нет, бывает, конечно, но очень редко. Я с этим не экспериментирую, пишу обычные верлибры, деление на строки спонтанное, естественное, как дыхание.

У вас есть учителя в поэзии и драматургии?

Нет, учителей нет. Но есть множество авторов, которые на меня повлияли.

А любимые писатели?

Тоже очень много, длинный список получится, и обязательно кого-то забуду, так что даже не буду начинать.

Каких современных писателей вы считаете классиками?

Это будет понятно лет через пятьдесят, и, увы, уже не нам.

Существует ли писательская дружба или писатели - конкуренты друг другу? Иными словами, поразили ли капиталистические отношения литераторов?

Писательская дружба, конечно, существует, я дружу со многими писателями. Конкуренция в нашем узком мирке минимальная, денег больших в литературе нет, конкурировать особо не за что. Я своих коллег-писателей не считаю конкурентами.

Вы председатель «Большой книги», только что подвели итоги приёма заявок - можно ли уже сейчас сделать прогноз, чьи книги достойны финала?

Я не «председатель Большой книги», такой должности в принципе не существует. Я всего лишь председатель Экспертного совета «Большой книги», наша задача - формирование сначала длинного, а потом короткого списка премии. Победителей определяет другое жюри. Естественно, подобных комментариев я давать не могу и не даю.

Как вообще идёт отбор этих книг на премию? По каким критериям?

Критерии - чисто литературные. Насколько книга хорошо написана, какой у неё потенциал стать литературным событием. Других критериев нет.

Какую литературную премию вам самому хотелось бы получить? Замахивались ли вы в мечтах на Нобелевку?

Я всегда хотел получить премию Андрея Белого, я считаю, что это премия, которая выполняет функцию соревнования по гамбургскому счёту. И я её получил в 2019 году. От Нобелевки тоже не отказался бы. В каких-то других условиях это было бы вполне реально, но, конечно, не сейчас.

Что вы читали выдающегося из последних книжных новинок, что рекомендуете читателям?

Вот в начале июня мы объявим шорт-лист премии «Большая книга», это и будут книги, которые я рекомендую как председатель Экспертного совета премии. Других рекомендаций давать не могу.

Алексей Сальников в интервью сказал мне, что пока у нас никто из современников не написал «большой русский роман». А вы ждёте такой роман? Он вообще нужен? Вы бы хотели такой написать?

Если под «большим русским романом» подразумевается что-то такое, что писали русские классики в XIX веке, то таких романов больше не будет, и не нужно. Не надо постоянно смотреть в прошлое и ждать повторения тех давних достижений. Время кардинальным образом изменилось, и такие романы больше невозможны. Давайте стараться делать что-то другое, что соответствует не XIX веку, а нашему времени.

Спасибо большое за то, что согласились ответить на вопросы и с прошедшим Днём писателя вас - желаю вдохновения и радости от творчества!

Спасибо!



А что вы читали у автора? Понравилось интервью?

интервью, ДмитрийДанилов, книги

Previous post Next post
Up