Власьев день

Feb 24, 2016 14:50

24 февраля - Власьев день,
    Коровий праздник



Власьев день посвящен священномученику и святому Власию Севастийскому, жившему в 3-4 вв. в Каппадокии, которой он был епископом. Скрываясь от преследователей христиан, благочестивый Власий стал жить в пещере.
И, хотя кругом было немало диких зверей, они не нападали, но были к нему расположены, и даже стали стражами его покоя.
Может быть, поэтому Власия почитают как хранителя домашних животных. Но есть мнение, что Власий в народной культуре просто заменил бога славян Волоса, также покровительствовавшего домашнему скоту.


Власию молятся о сбережении домашнего скота, в этот день пригоняют коров к церкви, служат молебен, окропляют их святой водой и дают им есть пышки с молочною кашею, чтобы коровы были с хорошим удоем. В храм приносят коровье масло и кладут в дар перед образамВласию молятся о сбережении домашнего скота, в этот день пригоняют коров к церкви, служат молебен, окропляют их святой водой и дают им есть пышки с молочною кашею, чтобы коровы были с хорошим удоем. В храм приносят коровье масло и кладут в дар перед образам св. Власия, а иногда мажут икону: «У Власия и борода в масле», говорит народная пословица. , а иногда мажут икону: «У Власия и борода в масле», говорит народная пословица.


Этот день отмечают как большой праздник. Устраивают многолюдное молебствие, во время которого освящают караваи ржаного хлеба. Хозяйки затем скармливают этот хлеб скоту. «Власьев день - праздник по всем приходам на три дня и больше.» Пива варят, пироги пекут, блины, пышки - за столом-то вся родня и гости со всех волостей! Скотницам почёт, коровам - нега и холя, сенцо позеленей и пойло погуще, потеплей да ломти «свяченого» в церкви ржаного каравая. «Мамушка, голубушка, умница, добрая» - оделяли коров лаской, отчествовали Власьевными. Словом, «святой Власий, будь счастлив на гладких телушках, на толстых бычках, чтобы со двора шли - играли, а с поля шли - скакали.



В Российской империи с Власьева дня устраивались скотские торги. Продавцы и покупатели считали, что под защитой «покровителя стад» выгодно совершать как покупку так и продажу скота: «Власий - не обманет, от всякой прорухи упасёт!». На «Власьевых торгах» при сделках клялись именем этого святого. Считалось, что того, кто обманет, побожившись именем святого, «скотий бог» отступается от него навсегда, и в дальнейшем его жизнь будет подвержена неудачам и болезням.

У русских существовал обычай для лучшего урожая «делать семенное»: после Власьева дня трижды выставлять семена на утренней заре семена на мороз, а потом подмешивать их в сеялку при посеве.



Также поступали и с отборной пряжей и куделью. Считалось что от этого вся пряжа в дальнейшем станет ровнее, белее, тоньше и прочней.

Приметы на 24 февраля

• Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая по снегу.

• Дмитриев день по голу - Святая по голу.

• Прольет Власий маслица на дороги - зиме пора убирать ноги, путь ей ведом - за Прохором следом.

• Mopoз запел - санный след оледенел.

• Власий днем корове бок нагреет, ночью - рог оборвет (заморозит).

• Власий на дворе - весна на горе.

• В иную пору мороз обожжет и на Власия до слез.

• Пришел Влас - держи рукавицы про запас.

• Три утренника (морозных дня) до Власия, да три - после Власия, а седьмой - на день Власия.

Суеверия

•По народным приметам в этот день надо обязательно проверить, здоровы ли ваши питомцы. Заговор читали от нагноения глаз у животных. При этом заговоре нужно смотреть в глаза своему питомцу и внятно произносить:
«Чистая вода, чистые глаза, смой болезнь, слеза. Аминь». Повторить заговор нужно три раза. А вечером, чтобы отпугнуть Коровью смерть от дворов, в сковородах несли уголья, золу к перекрестку дорог да опрокидывали там, говоря при этом: «Защити мою коровушку, святой Власий».

Молодицы в этот день пьют крепкий мёд, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные».

В этот же самый день у деревенского люда ещё другая, и тоже - немалая, забота: защитить хату от вторжения «летающей нечистой силы», имеющей, по словам сведущих в этом деле людей, обыкновение забираться к православным как раз через трое суток после Сретеньева дня. Вечером печные трубы наглухо-накрепко закрываются вьюшками и даже, для большей надежности, замазываются тонким слоем глины и окуриваются чертополохом. Нечисть вылетает, по народному поверью, в это время из преисподней в виде птицы «заглядывает в трубы»: там, где не позаботятся оградить себя от вторжения этих незваных гостей, злые духи поселяются до тех пор, пока их не выкурят с помощью знахаря. До появления же в хате этого последнего с его заговорами и причетами, они всегда успеют наделать всевозможных хлопот неосмотрительным хозяевам. «Бывает, - говорят в деревне, - что весь дом вверх дном перевернут, все перебьют, переломают, - хозяева хоть беги вон!» Достается не только хозяевам, но и соседям и даже случайным прохожим, замешкавшимся возле такого неблагополучного дома. «Черные да лукавые - не то, что мыши: с ними потруднее сладить!» - говорят знахари.
Хорошо что мы живем не в те дремучи времена ,когда девушкам надо было пить крепкий мед ,а затем лупить своих мужей доской для прядения льна и окуривать дом чертополохом

фольклор, православие, календарь

Previous post Next post
Up