До свиданья, мальчики

Feb 12, 2014 13:53

Вчера мы посмотрели по совету troppo_tardi, которому очень признательны, фильм Калика по Балтеру, "До свиданья, мальчики", чёрно-белый, 64 года.
mbla уже написала об этом, я только прибавлю.

Фильм - один из лучших фильмов вообще, которые я смотрел. Но мне совершенно неочевидно, что его могут смотреть люди младше условных сорока. В нём много за кадром, это не цензура в том смысле, в котором она мешает, это, наоборот, делает фильм прозрачнее и лаконичнее, но если этого "за кадром" не знать и не чувствовать, фильм станет - ну, скажем, тем, что для меня японские фильмы.

То есть, мне кажется, та же mbla оказалась неправа в размышлениях, что вместо дурацкой "Оттепели" можно было бы для экранизации с целью хоть как-то воскресить историю взять и "До свиданья, мальчики". (Это линк на текст, кстати). (Более "просветительская" экранизация была бы чудовищна при том, что существует этот фильм).

Для меня этот фильм вес имеет необычайный: потому что он сразу и о времени, описанном Балтером, и верен, это так важно на фоне сегодняшнего тотального непонимания прошлого с обеих или со всех тридцати трёх сторон, и - неявно - о первой половине 60х, о том, как виделось прошлое в более позднем прошлом и что было интересно. В этом, втором, смысле это кусочек той самой памяти о памяти, которой трагически лишён человек индивидуально, и не вполне ясно почему лишено человечество в своих занятиях историей.

Если бы фильм тогда шёл, я думаю, он собирал бы толпы и очереди на улице. Но по-видимому, он не шёл вовсе. Это я хотел бы узнать. Я в первый раз слышу об этом фильме; потому что я не жил в России в то ли конце 80х, то ли начале 90х, когда он вдруг снова появился - не знаю, надолго ли, и не знаю, насколько он вызвал интерес. Я бы хотел, чтобы кто-нибудь грамотный мне рассказал историю этого фильма не по статьям в интернете, где путают 64 год с 66, а потом сообщают, что фильм тут же исчез с экранов, потому что Калик уехал в Израиль; я сказал "что?!" - и, конечно, уехал он в 71 году, да, одним из первых, но вовсе не в 66, когда это было практически невозможно. Я не думаю, что фильм вообще показывался, я бы слышал всё же. Вероятно, он вышел как раз в аккурат перед снятием Хрущёва (кто не помнит, это 64й), и стал невозможен. Там много почему он должен был стать невозможным.

Интересно, скольких ещё вещей такого уровня - не обязательно в кино - я не знаю?

=========================

Чтобы проиллюстрировать сегодняшний уровень понимания, я дам две ссылки. Первая - статья в Википедии.  Вот практически всё, что в ней написано:
В приморском городе живут три друга, три классические амплуа: умник, простак и циник (Умник, он же герой - Володька (Е. Стеблов), от имени которого идет рассказ; Простак - Витька (М. Кононов); веселый циник Сашка (Н. Досталь), разумеется, еврей, ведь дело происходит в Одессе, причем слово «еврей», в то время не произносимое публично и тем более с экрана, звучит в фильме не раз). Целыми днями они пропадают на море, невольно наблюдая жизнь порта, пляжные радости отдыхающих и с юношеским максимализмом размышляя о дружбе, первой любви и смысле их молодой жизни, которую совсем скоро перевернет война
Тут куда ни кинь, всё двойка, пошлость и глупость. Калик ещё жив, вроде. Надеюсь, что он этой статьи не читал.
Дело, кстати, не происходит в Одессе.

(Вот как ни захочется перестать употреблять как бы затасканное и употребляемое всуе слово "пошлость", как тут же встретишь что-нибудь, что никак иначе не назовёшь. Вот ведь беда).

Вторая - московский еврейский сайт, попался при поиске отзывов о фильме. Статья чудовищна; среди приводимых отзывов один -
- Фильм, который можно смотреть нескончаемое количество раз. Сейчас таких фильмов нет. Атмосфера лета, первой любви, необыкновенной музыки, и в тоже время надвигающаяся беда. Настоящий шедевр киноискусства. Есть фильмы с такой атмосферой ("Я шагаю по Москве" "До свидания, мальчики" и др.), где нет сегодняшней жестокости, безразличия, обыденности. Там есть ЖИЗНЬ, и мне всегда хочется ТУДА. Вот такие должны быть фильмы.
Выделил я. В 1936 год ей хочется.
Второй -
Удивительно, что человек с такой трагической судьбой, как Михаил Калик, снимал такие светлые, добрые, наполненные любовью и теплом фильмы. Пройдя сквозь суровые испытания сталинских лагерей, его душа не стала черствой или равнодушной, он не ожесточился против этого сложного мира. Вот у кого следовало бы поучиться! Михаил Калик - это режиссер с большой буквы. Жаль, что сегодня его творчество несправедливо забыто, сложно найти его работы и на различных видео или двд носителях, но здорово, что есть пусть и небольшая группа людей, которая помнит и с удовольствием смотрит его поэтичные картины.
Понимаете? Удивительно, что человек с трагической судьбой не стал чёрствым и равнодушным, ведь это было бы естественно. Трагическая судьба. Суровые испытания. Поэтичные картины. С большой буквы. В списке не хватает "суровых будней" и "в тёплой и дружественной обстановке", но мы простим.
По-моему, от самих слов "суровые испытания сталинских лагерей" душа должна корчиться.

Мне скажут, что это я выбрал маразм, а есть и другое. Но статьи в Википедии редко маразматичны. Эта статья означает, что никому не пришло в голову написать что-то настоящее. Что неинтересно. А что до других отзывов - вряд ли сильно другие есть, ведь я повторяю, я вот от troppo_tardi вообще в первый раз услышал о фильме.

история, кино, литература

Previous post Next post
Up