Окуджава

Mar 29, 2016 14:04

А ещё мы посмотрели (случайно: только что у Мблы поставили стекловолокно, ютюбы так и бегают, а до того спотыкались!) фильм "Арбатский романс". Я не думал, когда запускал, что досмотрю до конца, а сейчас вот про него пишу. Фильм правильный. Не гениальный, и с отдельными недостатками, отражающими, впрочем, жизнь - но не Окуджаву (очень ужасно, когда ( Read more... )

Окуджава, всяческая философь

Leave a comment

Comments 42

robofob March 29 2016, 12:15:01 UTC
Вайль с Генисом в "60-х" очень правильно подметили, о чем бы ни писал Окуджава, это в первую очередь о любви. И тут он как Бард ничуть других не хуже. А хуевые строки у кого угодно есть. Булат Шалвович умный дядька.

Reply

bgmt March 29 2016, 17:26:01 UTC
как раз процент совсем хуёвых строк у него сильно ниже, чем, скажем, у очень неплохого поэта Тарковского. И чем у Высоцкого. И чем много ещё у кого.

Reply


egovoru March 29 2016, 12:41:56 UTC
О достоинстве и сам Окуджава все очень четко понимал. Вот, например:

"У Окуджавы всюду - чуть отдалённый автор, смотрящий на самого себя или на героя добро, но спокойно и без преувеличения"

Может быть, это все же самоирония? Ведь она и не должна быть злой? Или еще это можно назвать сохранением перспективы, масштаба вещей: где я, и где мир. А?

Надеюсь, Вы поместили этот свой текст и в окуджавское сообщество - там найдется еще много таких, кому он будет интересен.

Reply

bgmt March 29 2016, 14:22:34 UTC
нет, не поместил. Да, помещу, спасибо.

Reply

bgmt March 30 2016, 08:23:02 UTC
Я не совсем согласен: когда Окуджава стал прямым текстом говорить про совесть, благородство и достоинство, это уже был, к сожалению, не совсем тот Окуджава. Тот - скривился бы от лозунгового текста. Я очень мало что реально люблю у позднего Окуджавы, начиная с разнообразных господ офицеров. Окуджава был - в длинном начале - очень тонок. И чтобы - не найти глагола - сообщать достоинство слушателю, лучше не надо произносить этого слова. Ему прекрасно это удавалось.
Я не хулю позднего Окуджаву, там тоже есть прекрасное, и я очень рад, что в девяностых побывал на его парижском концерте. Но ранний - был пропитан совершенно нигде больше не существовавшей свежестью. Это ушло потом.

Reply

egovoru March 30 2016, 12:08:10 UTC
Я согласна с Вами. Сама я тоже больше всего люблю самого раннего Окуджаву: "А мы швейцару - отворите двери", "На синей улице портовой" и т.д. В этих легкомысленных песенках куда больше жизни, чем в рифмованных лозунгах. Я даже "Быть знаменитым некрасиво" не люблю у другого автора :(

Но к чести Окуджавы надо сказать, что этих лозунгов у него очень немного. Этот последний я упомянула только как иллюстрацию к Вашему тезису; особенным шедевром я его не считаю. Из позднего Окуджавы мне, скорее уж, нравится "Господин лейтенант, что это Вы хмуры" ;)

Reply


till_j March 29 2016, 13:31:36 UTC
Помнится, лет 7 назад, в одном блоге (хозяина не открою, он уже умер), в каком-то споре процитировал Окуджаву. И на меня посыпались упрёки, суть которых сводилась к одному - "да как вы смеете в блоге, столь тонко чувствующего писателя, цитировать эту пошлость". Ну я просто не ходил больше туда.

Reply

bgmt March 30 2016, 08:23:31 UTC
Это случалось, да.

Reply


regent March 29 2016, 13:49:46 UTC
Ну, это дело вкуса, но по-моему, Окуджава - очень сильный поэт, хотя и неканонически сильный.

Reply

bgmt March 29 2016, 14:25:26 UTC
я всё же не соглашусь. Ну или надо как-то иначе определять. Для меня очень сильный поэт - это тот, у кого много очень неожиданного. Который создаёт контекст сам. Который не отсылает к струнам, которые зазвучат в резонанс, а создаёт эти струны. Окуждава ничего этого не имеет. Надо либо называть его не поэтом, а - я бы сказал "бардом", если бы слово не получило уже своё кривое значение, а другого нет; либо расширять понятие поэзии способом, который мне не кажется продуктивным.
Но это пустой спор, важность Окуджавы в истории культуры уже состоялась.

Reply


volk March 29 2016, 14:11:23 UTC
bgmt March 29 2016, 14:30:37 UTC
Ну понимаете, я настолько глубоко и просто неверующий, что мне скорее от этого неловко. Окуджава никак не ассоциируется у меня с религией. То, что я сказал про Шагала, не религия же. В неё не крестятся. А окуджавский наблюдатель, в отличие от шагаловского, уж точно человек.
Бог значил что-то (тоже то, во что не крестятся) для Бродского. Вероятно, для Пастернака, хотя точно не знаю. У Окуджавы "Господи мой боже, зеленоглазый мой" - не Бог. У Окуджавы нет ни Бога, ни бога. А для меня Окуджава - не то, что он чувствовал перед смертью, а то, что он сделал при жизни.

Reply

volk March 29 2016, 14:44:14 UTC
Зеленоглазый? Ну, положим, так. Та песня вообще была странной даже для автора, и он сначала ее написал, и только потом, чтобы как-то объяснить, назвал Молитвой Франсуа Вийона.

Но ведь было и другое, столь же хрестоматийное:

Царь небесный пошлет мне прощение за пригрешения.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И ведь отпустил же: Окуджава принял мирянское крещение без миропомазывания, которое лишь смывает пригрешения, не давая даров Святого Духа.

Reply

_shadow__ March 29 2016, 20:08:53 UTC
не согласен; по-моему, у окуджавы замечательна именно христианская образность, христианский символизм; в молитве, в новогодней елке - это просто звучит наиболее явно, настойчиво. для меня это в раннем тинэйджерстве было пожалуй самым сильным впечатлением от О., стимулировавшим - среди прочего - сознательный интерес к христианству (как к этико-эстетической системе, не к церковному официозу). Образность О. передает первичное переживание религиозного чувства, исходящего непосредственно из окружающего мира; у Б. - рефлексия, интеллектуализация этого переживания. да, второе приято считать несоизмеримо сложнее первого, и да, великий - это который создание струн, прорыв и ошеломителен.. но все же иногда я не уверен - что это безусловно правильно. механика текстов О. (бывает) неизмеримо сложнее, чем "давайте всклицать"

Reply


Leave a comment

Up