Так вот, о залах этого прекрасного, всегда полного музыки города. Их много! Так много, что даже несколько удивительно, как им всем удается выжить.
Большие симфонические концерты проходят главным образом в четырех залах. Два их них расположены в "культурных центрах".
Southbank Center Как следует из названия, Southbank Center расположен на южном берегу Темзы, недалеко от станции Waterloo и через мост от Embankment. Центр является домом четырех оркестров: Лондонского филармонического, Оркестра эпохи Просвещения, Лондонской симфониетты и оркестра Philharmonia. Главный зал центра - Royal Festival Hall. Вдобавок два помещения для камерных концертов - зал королевы Елизаветы и комната Перселла, расположенная в том же здании. Southbank мне особенно нравится двумя бонусами: во-первых, там очень демократичная атмосфера. В центр можно зайти в любое разумное время суток, выпить кофе и даже поработать. Часто видел там людей, явно проводящих рабочие встречи. То есть билеты нужны, чтобы попасть непосредственно в зал. До дверей зала может пройти абсолютно любой. Конечно, побочный эффект заключается, как вы уже догадались, в том, что иногда туда заходят поспать бомжи, что не очень приятно. Во-вторых, на пятом этаже есть прекрасный балкон, где можно постоять или посидеть до концерта или в антракте и полюбоваться прекрасным подсвеченным видом на северный берег Темзы. Пожалуй, по совокупности факторов RFH является самым комфортным, добротным залом Лондона. Проблема Southbank-центра в целом заключается в том, что сам комплекс зданий является довольно уродливым. Та же самая проблема характеризует второй главный культурный центр Лондона, Барбикан.
Barbican Center Бетонное уродство, которое представляет собой Барбикан-центр в целом, немного спасает пруд с фонтанами и симпатичная средневековая церковь St Giles Cripplegate, в которой, кстати, тоже проходят концерты. В Барбикане живут Лондонский симфонический оркестр, Симфонический оркестр BBC, Академия старинной музыки и камерный оркестр Britten Sinfonia. Помимо главного зала, частью центра является зал Milton Court для менее масштабных случаев. Главный зал Барбикана удовлетворительный. Он какой-то не очень уютный и довольно темный. Вот и сэр Саймон, который возглавит LSO в 2017-ом году недвусмысленно намекает, что ему нужен новый хороший зал. А еще там ужасный туалет, по крайней мере мужской, и умывальники с ножным приводом. Come on!
Royal Albert Hall Альберт-холл, конечно, настоящий красавец, снаружи и внутри. Его главный недостаток в том, что в течение года этот зал довольно редко используется для классических концертов. Зато летом модные шоу и иная попса уступают место фестивалю BBC Proms, вечерние номера которого проходят по большей части именно в Альберте. Хотя здание Альберт-холла потрясающее, внутри оно не очень приспособлено для публики. Круговые коридоры и комнаты с бутербродами и прочим шампанским - это все, что ожидает слушателей в антракте. Впрочем, из такого зала и выходить никуда не хочется.
Cadogan Hall Это четвертый зал Лондона, в котором регулярно проходят "большие" концерты. Произносится, кстати, приблизительно так: "кэдагэн", с ударением на второй слог. Здесь ютится Королевский филармонический оркестр. Когда я взглянул в декабре прошлого года на сезонные классические программы в Barbican, Southbank и Cadogan, то понял, что в Cadogan-холл идти особо незачем. Самое интересное в классической жизни Лондона происходит не там. Однако там часто выступают зарубежные оркестры не первой величины, что в принципе тоже интересно. Кроме того, летом Кэдагэн-холл помогает Альберту в размещении фестивальных концертов BBC Proms - там идут многие дневные концерты.
Что касается камерной музыки, то, помимо упомянутых малых залов в Барбикане и Саусбэнке, достойные регулярные сезоны проходят в
St John's Smith Square и
Kings Place. Ну а самым главным камерным залом, бесспорно, является Wigmore Hall.
Wigmore Hall Это очень уютный, небольшой зал с прекрасной аурой. Последнюю также улучшают билеты по 5 фунтов, доступные молодым людям младше 35 на избранные концерты. Это добро, поскольку остальные залы Лондона несправедливо считают молодыми лишь людей до 25 и, видимо, не особо заинтересованы в сохранении исчезающего вида - посетителей классических концертов младше 70-ти лет. Wigmore отхватывает самых-самых музыкантов, их дуэты, трио, квартеты, ну и так далее. Сезоны у них очень и очень интересные.
Конечно, камерные концерты проходят также во многочисленных лондонских церквях, многие из них днем и бесплатно. Стоит отдельно упомянуть знаменитую церковь Святого Мартина в полях, у Трафальгарской площади, где концерты идут каждый день, в основном попсовые (Времена года там и прочие Бранденбургские концерты) и/или барочные. Открывают свои двери для любителей музыки и знаковые лондонские церкви: Вестминстерское аббатство (органные концерты) и, в особых случаях, собор Святого Павла. Разумеется, свои концертные программы имеются и в главных высших музыкальных учебных заведениях Лондона.
Так, о чем-то я, кажется, позабыл. Ах да, опера ведь еще бывает! Для оперы и балета существует два главных заведения.
Royal Opera House Королевский оперный театр скромен и приятен. Очень английский - не пышный, золота в меру, строг и красив. Во время антрактов можно выйти на приятную террасу и посмотреть свысока на сидящих по кафешкам или гуляющих вокруг знаменитого рынка в Ковент-гардене людей.
London Coliseum Лондонский Колизей - дом Английской национальной оперы. С ним связана история, в которой мне стыдно признаться. Впрочем, где еще признаться, как не здесь. Дело было где-то 3.5 года назад. Пошел я с другом на ENO, на "Сказки Гофмана". По окончании первого акта я понял, что не услышал ровным счётом ничего, настолько я был погружен в рабочие проблемы. В общем, после первого акта с чувством глубокого стыда я покинул Колизей, засел к ближайшее кафе и начал яростно слать казавшиеся мне тогда безотлагательными электронные письма. Это был первый и единственный раз, когда я покинул концерт преждевременно.
Кажется, основное все вспомнил. Очевидно, что проблем с поиском хорошего концерта в Лондоне не бывает никогда. Зато есть проблема другого рода: на какой именно из этих двух-трех очень многообещающих концертов пойти вечером? Согласитесь, такая проблема всё же приятнее случая безрыбья. Так что скучаю по лондонским залам и хочу поскорее вернуться.