В своем известном эссе "
Listen to This" Алекс Росс пишет о том, как он, выросший исключительно на классике, пришел к пониманию и симпатии к музыке неакадемической. В результате в одноименной книге Росса главы о Моцарте и Брамсе чередуются с очерками о Radiohead, Björk и Бобе Дилане. А написать я хотел о том, что пройти этот путь задом наперед, на мой взгляд, и логичнее и проще, если следовать траектории развития рок-музыки, от популярных песенок Битлз, Стоунз и их менее именитых современников к гораздо более любопытным альбомам британских арт-рокеров и их последователей.
В непростых взаимоотношениях классики и рока можно выделить несколько направлений. Самое бесперспективное из них - это записи композиций Металлики, Deep Purple, Jethro Tull и прочих с симфоническим оркестром. Ни один из подобных экспериментов, к сожалению, не удался. Второе направление, более симпатичное, - в обратную сторону, то есть исполнение рок-каверов классических произведений. Я вернусь к ним чуть ниже. Наконец, самое плодотворное направление - это заимствование академических элементов в рок-музыке.
Порой мне кажется, что собственно расцвет рок-музыки произошел благодаря подобным заимствованиям, и я не имею в виду прямую кражу мотивов. Самое главное, что инспирировано классикой - поиск разнообразия, креативность. Некоторые последствия этого поиска:
1) Удлинение композиций. Две, три или четыре минуты не позволяют развернуться, тем более когда слушатели хотят всего лишь "Can't buy me love" или "Satisfaction". Первое, что рискнули предположить прогрессивные рокеры - что их слушатели могут расширить свой attention span, если будут за это вознаграждены вкусненьким. Концептуальные альбомы Jethro Tull и раннего Genesis, рок-оперы The Who и Dream Theater по форме ближе к академической музыке, нежели поп-року 1960-х или 1990-х.
2) Усложнение содержания и стиля. Если удлинять композицию, то использовать это по полной: написать интересное либретто, строить музыкальный материал на чем-то большем, чем один гитарный рифф или простенькая мелодия. Живые концерты приобретают элементы театра: достаточно взглянуть на костюмы Яна Андерсона и Питера Гэбриэла в их лучшие времена.
3) Увеличение спектра инструментов. Флейта, скрипка, фортепиано, всевозможные синтезаторы, знаменитая электрогитара со смычком Джимми Пейджа - неполный список технологических обновлений стандартного рок-квартета в поисках нового звука. А в альбоме можно подышать, дав место осмысленному инструменталу, слова необязательны.
4) Рост профессионализма в рок-музыке. Усложнение языка с уровня трех аккордов потребовало совершенствования техники игры. Нынешние ведущие рок-музыканты - суперпрофессионалы с образованием, в своем инструменте не уступающие академическим музыкантам.
Многие рокеры-новаторы прибегали к прямым заимствованиям из классики и строили композиции на их базе. Так что пропасти между роком и классикой нет. Более того, благодаря отважным британцам из 1970-х, хиппи всего мира приобщились к вечному. Несколько примеров, чтобы не быть голословным.
Emerson, Lake & Palmer: Knife Edge. Вся композиция держится на мотиве из Симфониетты Яначека (с начинкой-сюрпризом из баховской 1-ой французской сюиты).
Click to view
Те же ELP знамениты своей аранжировкой "Картинок с выставки". Один мой приятель всерьез заинтересовался Мусоргским именно благодаря экспериментам ELP. На их счету также подобные трюки с Бартоком, Коплендом и другими.
Jethro Tull: Bourree. Бах популярен, само собой. Вот Андерсон со своей версией Bourree из ми-минорной лютневой сюиты.
Click to view
Стив Хэкетт из Genesis записал "Horizons" (которую я даже играл в прошлой жизни) для альбома Foxtrot. Начинается так же, как 1-ая виолончельная сюита Баха.
Yes: Cans and Brahms. Просто запала ребятам Четвертая старика Брамса
Click to view
King Crimson: The Devil's Triangle. Их версия "Марса" из "Планет" Холста.
Click to view
Кто-то может считать кощунством кавер "В пещере горного короля" для трех электровиолончелей (кстати, выпускников Академии им. Сибелиуса в Хельсинки) с ударными, а я считаю, что это отлично и достойно премии за вклад в поддержании на плаву академической музыки и привлечение молодежи к прекрасному. Whatever works!
Click to view
К сожалению, консерваторы в академии оказались менее восприимчивы к лучшему в рок-музыке. На мой взгляд (а может, я просто не в курсе), тема использования выразительных электрических инструментов в оркестре остается нераскрытой, несмотря на несколько удачных попыток, как, например, прекрасный концерт Адамса для электроскрипки "The Dharma at Big Sur".