Классика и рок

Oct 05, 2014 19:19

В своем известном эссе "Listen to This" Алекс Росс пишет о том, как он, выросший исключительно на классике, пришел к пониманию и симпатии к музыке неакадемической. В результате в одноименной книге Росса главы о Моцарте и Брамсе чередуются с очерками о Radiohead, Björk и Бобе Дилане. А написать я хотел о том, что пройти этот путь задом наперед, на мой взгляд, и логичнее и проще, если следовать траектории развития рок-музыки, от популярных песенок Битлз, Стоунз и их менее именитых современников к гораздо более любопытным альбомам британских арт-рокеров и их последователей.

В непростых взаимоотношениях классики и рока можно выделить несколько направлений. Самое бесперспективное из них - это записи композиций Металлики, Deep Purple, Jethro Tull и прочих с симфоническим оркестром. Ни один из подобных экспериментов, к сожалению, не удался. Второе направление, более симпатичное, - в обратную сторону, то есть исполнение рок-каверов классических произведений. Я вернусь к ним чуть ниже. Наконец, самое плодотворное направление - это заимствование академических элементов в рок-музыке.

Порой мне кажется, что собственно расцвет рок-музыки произошел благодаря подобным заимствованиям, и я не имею в виду прямую кражу мотивов. Самое главное, что инспирировано классикой - поиск разнообразия, креативность. Некоторые последствия этого поиска:

1) Удлинение композиций. Две, три или четыре минуты не позволяют развернуться, тем более когда слушатели хотят всего лишь "Can't buy me love" или "Satisfaction". Первое, что рискнули предположить прогрессивные рокеры - что их слушатели могут расширить свой attention span, если будут за это вознаграждены вкусненьким. Концептуальные альбомы Jethro Tull и раннего Genesis, рок-оперы The Who и Dream Theater по форме ближе к академической музыке, нежели поп-року 1960-х или 1990-х.

2) Усложнение содержания и стиля. Если удлинять композицию, то использовать это по полной: написать интересное либретто, строить музыкальный материал на чем-то большем, чем один гитарный рифф или простенькая мелодия. Живые концерты приобретают элементы театра: достаточно взглянуть на костюмы Яна Андерсона и Питера Гэбриэла в их лучшие времена.

3) Увеличение спектра инструментов. Флейта, скрипка, фортепиано, всевозможные синтезаторы, знаменитая электрогитара со смычком Джимми Пейджа - неполный список технологических обновлений стандартного рок-квартета в поисках нового звука. А в альбоме можно подышать, дав место осмысленному инструменталу, слова необязательны.

4) Рост профессионализма в рок-музыке. Усложнение языка с уровня трех аккордов потребовало совершенствования техники игры. Нынешние ведущие рок-музыканты - суперпрофессионалы с образованием, в своем инструменте не уступающие академическим музыкантам.

Многие рокеры-новаторы прибегали к прямым заимствованиям из классики и строили композиции на их базе. Так что пропасти между роком и классикой нет. Более того, благодаря отважным британцам из 1970-х, хиппи всего мира приобщились к вечному. Несколько примеров, чтобы не быть голословным.



Emerson, Lake & Palmer: Knife Edge. Вся композиция держится на мотиве из Симфониетты Яначека (с начинкой-сюрпризом из баховской 1-ой французской сюиты).

image Click to view



Те же ELP знамениты своей аранжировкой "Картинок с выставки". Один мой приятель всерьез заинтересовался Мусоргским именно благодаря экспериментам ELP. На их счету также подобные трюки с Бартоком, Коплендом и другими.

Jethro Tull: Bourree. Бах популярен, само собой. Вот Андерсон со своей версией Bourree из ми-минорной лютневой сюиты.

image Click to view



Стив Хэкетт из Genesis записал "Horizons" (которую я даже играл в прошлой жизни) для альбома Foxtrot. Начинается так же, как 1-ая виолончельная сюита Баха.

Yes: Cans and Brahms. Просто запала ребятам Четвертая старика Брамса

image Click to view



King Crimson: The Devil's Triangle. Их версия "Марса" из "Планет" Холста.

image Click to view



Кто-то может считать кощунством кавер "В пещере горного короля" для трех электровиолончелей (кстати, выпускников Академии им. Сибелиуса в Хельсинки) с ударными, а я считаю, что это отлично и достойно премии за вклад в поддержании на плаву академической музыки и привлечение молодежи к прекрасному. Whatever works!

image Click to view



К сожалению, консерваторы в академии оказались менее восприимчивы к лучшему в рок-музыке. На мой взгляд (а может, я просто не в курсе), тема использования выразительных электрических инструментов в оркестре остается нераскрытой, несмотря на несколько удачных попыток, как, например, прекрасный концерт Адамса для электроскрипки "The Dharma at Big Sur".

Григ, Холст, Брамс, Яначек, книги, Росс, Адамс, Бах

Previous post Next post
Up