Знакомство

Dec 09, 2009 14:48

Многие хотят ближе познакомиться с классической музыкой, но не знают, с чего начать. Дать совет в этом случае нелегко. Так что лучше я просто расскажу о своем опыте, а выводы делайте сами.

Случилось это около десяти лет назад. К тому времени прошла пора Битлз и, как подобает среднестатистическому российскому подростку моего поколения, я увлекался тем, что называют русским роком. Классику мне доводилось слышать редко: на концертах у отца или дома, когда брат играл на фортепиано.

Как-то раз папа принес домой две аудиокассеты. На одной из них были 8-я и 9-я симфонии Дворжака, на другой - первая Малера и что-то еще. Никакого интереса к этим записям я сначала не проявил, но впоследствии восьмая Дворжака стала произведением, с которого началось мое изучение классики.

Кассеты с Малером и Дворжаком слушались регулярно, не по моей инициативе. Я воспринимал эту музыку как фон, до тех пор, пока ко мне не привязался один маленький отрывок, простая приятная мелодия. Захотелось переслушать, но я понятия не имел, где именно ее искать. Мне "пришлось" прослушать девятую и большую часть восьмой симфонии Дворжака, пока знакомый дуэт флейты и гобоя наконец не появился в третьей части:




Мелодия из третьей части 8-ой симфонии Дворжака (партия флейты и гобоя).

Вот вся часть полностью. Мелодия начинается на отметке 1:50 и затем повторяется, где-то через полминуты. Перемотка в плеере не предусмотрена, так что слушайте с начала, не пожалеете:


Антонин Дворжак (1841-1904). Симфония №8. Часть III. Allegretto grazioso - Molto vivace.
Исп. Берлинский филармонический оркестр, дир. Рафаэль Кубелик. Запись 1966 года.

В поисках зацепившей меня мелодии я приметил еще несколько красивых моментов, так что потом уже искал их. Понемногу я полюбил обе симфонии целиком, а не только отдельные фразы.

До сих пор знакомство с новым произведением происходит по тому же сценарию, что и десять лет назад. Сперва запоминается какой-то кусочек, затем в ожидании понравившегося отрывка переслушивается все произведение целиком. Во время очередного прослушивания запоминаются другие темы и так далее.

Изучив восьмую и девятую симфонии, я принялся за другие опусы чешского гения. Седьмая симфония, славянские танцы, скрипичный и виолончельный концерты, реквием. Отслеженные на радио "Орфей" камерные произведения: фортепианное трио "Думки", "Американский" струнный квартет, мой любимый второй фортепианный квинтет, op. 81. Затем я познакомился с творчеством Брамса, Бетховена, Рахманинова, Малера, Шостаковича, Прокофьева и многих других композиторов. Наконец, появилась идея завести блог о классической музыке.

На прошлой неделе я был на концерте Бостонского симфонического оркестра (дирижировал Кристоф фон Донаньи). Все второе отделение не мог сдержать улыбку: исполняли восьмую Дворжака. После концерта я понял, о чем будет первая запись в живом журнале.

Дворжак, Малер

Next post
Up