Вдогонку к предыдущей записи хочу рассказать еще об одной замечательной книжке - "The Rest is Noise" с подзаголовком "Слушая двадцатый век". Ее автор -
Алекс Росс, главный музыкальный критик журнала "The New Yorker".
Повествование устроено в хронологическом порядке, насколько это возможно при амбициозной цели проследить за развитием музыки в течение века. Условно книга разделена на три части: 1900-1933, 1933-1945 и 1945-2000. Начинается тур в Вене начала века (Малер и Рихард Штраус), а заканчивается галопом по всему миру: США (Адамс), Япония (Такемицу), Аргентина (Голихов), Россия/Германия (Шнитке, Губайдулина), Венгрия (Куртаг), Великобритания (Адес).
На этом пути Россу удается не просто ухватить разные эпохи, но и делать плавные и логичные переходы. Опоры столетия, которые облегчают Россу связывать поколения - Рихард Штраус (1864-1949) и особенно Игорь Стравинский (1882-1971), прошедший путь от вполне римско-корсаковской "Жар-птицы", через революцию "Весны священной" и неоклассицизм "Симфонии псалмов", к своей интерпретации сериализма в "Агоне".
Но Игорь Федорович в этом смысле, как и во многих других, - уникум, сумевший удержаться в книге о музыке столетия от первых до последних страниц. Влияние других гениев более локализовано. Так, скажем, Сибелиусу и Бриттену достаются одинокие отдельные главы. Многие композиторы объединены в категории по времени и месту: Берлин 1920-х, музыка в России Сталина, Германии Гитлера, США Рузвельта. Американские композиторы от Айвза до Эллингтона и вовсе зовутся "невидимками".
Книга пронизана деталями и интересными живыми историями. 30 апреля 1945, день самоубийства Гитлера. Альпийский городок Гармиш-Партенкирхен. "When the senior officer, Lieutenant Milton Weiss, went inside the house, an old man came downstairs to meet him. "I'm Richard Strauss," he said, "the composer of Rosenkavalier and Salome." Strauss studied the soldier's face for signs of sympathy. Weiss, who had played piano at Jewish resorts in the Catskills, nodded his head in recognition." Меньше повезло Антону Веберну. В ночь 15-го сентября 1945 года военный повар американской армии столкнулся с композитором в темноте и от страха застрелил его. Этот случай Росс называет "худшей ошибкой американской оккупации, с музыкальной точки зрения".
15 января 1941. В лагере военнопленных Шталаг VIII-A происходит премьера "Квартета на конец времени" Оливье Мессиана. Декабрь 1944. Британский снаряд попадает в дом, где прячется "коммунист" Янис Ксенакис. "After watching a comrade's brains splatter against a wall, he passed out and awoke to find that his left eye and part of his face were gone".
Книга читается как роман и снабжена
аудиосопровождением по главам. Поговаривают, что готовится издание на русском.