Живая Первая

Apr 27, 2018 23:30

Музыкальный апрель завершился сегодня в камерном зале Кеннеди-центра, где я не был очень давно. Дуэт Пол Хуанг (скрипка) и Орион Вайс (фортепиано) привёз наконец-таки в наши края живую Первую сонату Прокофьева! Ради неё родимой я, честно говоря, билет сразу и схватил. Это, пожалуй, мое самое любимое сочинение в этом жанре и вообще одно из ( Read more... )

Прокофьев, Вашингтон, Хуанг, концерт, Брамс, Дворжак, Кеннеди-центр, Тао

Leave a comment

Comments 13

mendelbookinist April 28 2018, 07:07:33 UTC
Но все же третья часть Первой сонаты Прокофьева - это светлая лирика, без темноты. Остальное - да, намного мрачнее, чем мы обычно привыкли. Надо же, шел на работу сейчас, думал о Прокофьеве в разрезе его наиболее сумрачных произведений, вспомнил эту Сонату, а тут Вы с ней подоспели. :) Я о ней писал пост в свое время, правда, уже не помню, что написал. Надо будет прочитать. :) Живьем тоже ее слушал в Малом зале, но исполнителей уже не помню. Мне очень нравилась запись Ойстраха и Рихтера.

В Третьей сонате Брамса хорошо все, как и в остальных двух его сонатах. :)

Reply

bgershman April 28 2018, 12:15:52 UTC
Действительно, подоспел :) Надо будет найти Ваш пост, я тоже его не помню.

Я бы третью часть не назвал "светлой лирикой", хотя соглашусь, что она в целом не такая мрачная, как остальные части сонаты. Лирика третьей части, на мой взгляд, весьма приглушенная, сдавленная. "Светлая лирика" Прокофьева - это, например, первая часть любимого нами обоими Первого концерта скрипичного. Здесь же совсем по-другому.

Reply

mendelbookinist April 28 2018, 17:09:37 UTC
Ну там юношество. :)

Reply


kseniapo April 28 2018, 07:19:01 UTC
Спасибо.Великолепная соната. Спасибо, что поделились впечатлениями.
Спасибо за запись с юным Циммерманом.
Послушала еще и классику: Ойстраха с Обориным.

В отличие от Вас,эту Сонату считаю очень Провофьевской,хотя параллели с Шостаковичем безусловно есть. В ней слышится трагизм "Ромео", есть также сходство вплоть до тем, в фактуре возникают параллели с транскрипциями некоторых жпизодов балета для фортепиано, вспоминаются также фортепианные сонаты,с их драматическими кульминациями, а также трагические эпизоды его опер. Главное отличие от Шостаковича: в сонате много тематического материала,есть фольклорность (например, совершенно сумасшедший ритм темы финала), много лирики.

Сонаты Брамса люблю безмерно.
Еще раз спаибо.

Reply

bgershman April 28 2018, 13:18:32 UTC
Да, соната выдающаяся. Очень интересно Ваше сравнение с "Ромео" - не улавливал таких параллелей. Мне кажется, что трагизм "Ромео" (например, гениальная музыка в "Смерти Джульетты") более прокофьевский, чем трагизм Первой сонаты. Не подберу точного слова, но хочется сказать, что это "романтичный трагизм". В Сонате такого романтизма нет, прямо как у Шостаковича. У Шостаковича тоже бывает достаточно лирики, но она, конечно, другого плана, чем у Прокофьева. Спасибо за развернутый комментарий!

Reply

kseniapo April 28 2018, 13:31:14 UTC
Не за что. Это Вакм спасибо.

Reply

mendelbookinist April 28 2018, 17:06:10 UTC
Прочитав свой старый комментарий, я увидел, что и у меня возникли параллели с Шостаковичем. Конечно, все это с оговорками, потому что оба художника глубоко индивидуальны, но, видимо, такое совпадение не просто так.

Как же Рихтер все-таки превосходит остальных партнеров Ойстраха по фортепиано. Другая вселенная. Особенно в зальцбургской записи.

Reply


mendelbookinist May 1 2018, 11:11:46 UTC
Переслушал Сонату. Да, я понял, почему в первой части и в коде последней вспоминается Шостакович: он тоже любил такие мрачные фортепианные шествия, поверх которых либо сумрачные, либо скорбящие струнные. Можно вспомнить первую часть его Второго трио либо вторую часть Фортепианного квинтета ( ... )

Reply

bgershman May 1 2018, 20:48:40 UTC
Да, но нет типичного прокофьевского сарказма/юмора/эпатажа/игривости. За всю сонату ни разу не хочется улыбнуться.

По поводу Шостаковича согласен. Добавлю, что драматизм/отчаяние в кульминации четвертой части тоже близки к Шостаковичу.

Reply

mendelbookinist May 2 2018, 12:01:15 UTC
Да, это, наверное, самое мрачное его камерное сочинение.

Reply


petrark May 5 2018, 18:44:50 UTC
Спасибо, давно не слушал.

Reply

bgershman May 5 2018, 20:42:28 UTC
Пожалуйста.

Reply


Leave a comment

Up