Джон Адамс

Jun 29, 2010 23:55

На днях дочитал автобиографию Джона Адамса, современного американского композитора, уже ставшего классиком. "Hallelujah Junction" (о названии здесь) выходит далеко за рамки жизнеописания и в равной степени интересна взглядами автора на музыкально-исторические события второй половины прошлого века. Книга увлекательно написана и понравится любителям музыки, в том числе не знакомым непосредственно с творчеством Адамса.


Джон Адамс родился в 1947 году и провел детство в Новой Англии. Он быстро освоил кларнет, - инструмент, на котором играл его отец, и с ранних лет мечтал стать композитором. Как и положено, взрыв мозга произошел в студенческие годы, проведенные в Гарвардском университете. Это 1960-е годы - время рока, музыкальных экспериментов и неразберихи в мире академической музыки. С одной стороны - американские университетские композиторы-сериалисты, проповедовавшие "музыку как науку". С другой - европейский авангард во главе с Булезом и Штокхаузеном. Плюс ко всему первые шаги электронной музыки, изобретения Кейджа, и, конечно, влияние джаза и "привычной" классики, на которых Адамс вырос. Проблема поиска собственного музыкального языка стояла остро.

В 1972 году с двумя степенями Гарварда и женой Адамс переезжает в Калифорнию и зарабатывает на жизнь, разгружая контейнеры с одеждой. Затем неожиданное приглашение на работу в консерваторию Сан-Франциско, преподавание, эксперименты с электроникой и поиском новых созвучий. Вот пример для наглядности: "I vividly recall standing patiently in the park with my microphone poised above a pile of dog poop, recording the buzz of several blissed-out flies as they hovered over their find".

Ну а дальше начинается самое интересное. Осознание верховенства тональности, сочинение "Гармониума" и других первых серьезных произведений, сближение с минималистами. Потом опера "Никсон в Китае", принесшая Адамсу мировую известность (она, кстати, в программе следующего сезона МЕТа). Вскоре скандальная опера "Смерть Клингхоффера" и ожидаемые обвинения в адрес композитора, неосмотрительно поднявшего тему палестино-израильского конфликта. Большинство последующих глав строится вокруг крупных произведений Адамса. Очень любопытна история оперы "Доктор Атомик" о Роберте Оппенгеймере.

Хронологическое повествование часто нарушается размышлениями о музыке коллег (Гласс, Райх, Райли), о влиянии американских композиторов (Айвз, Копленд, Бернстайн), использовании новых технологий в музыке. Последняя глава книги оптимистична. Адамс говорит, что поколение 1980-х полно молодых талантливых композиторов, для которых двадцатый век позади, со всеми его предубеждениями и ортодоксиями в музыкальной сфере. Очень хочется верить.

В общем, рекомендую и книжку, и красивую живую музыку Джона Адамса. В качестве приложения - видеоинтервью с композитором по поводу выхода книги и кусочек музыки - финал концерта для скрипки с оркестром (1993).


Исп. Гидон Кремер, скрипка, и Лондонский симфонический оркестр, дир. Кент Нагано
Кстати, Джон Адамс ведет очень интересный блог. Читаю с удовольствием.

Булез, книги, Адамс, Кейдж, Штокхаузен

Previous post Next post
Up