Дневники Прокофьева

Jan 20, 2018 21:01

В декабре привез наконец из Москвы трехтомник прокофьевских дневников, любезно переизданный в прошлом году издательством "Классика XXI" и купленный мне родителями в подарок. Я, конечно, многое видел ранее в электронной версии, но давно хотел печатную, чтобы можно было по-человечески почитать и на полку поставить. Начал перечитывать со второго тома ( Read more... )

Прокофьев, Стравинский, Берг, Рахманинов, Дебюсси, Онеггер, Малер, Равель, Шостакович, Брамс, книги

Leave a comment

Comments 20

imb_irj January 21 2018, 06:45:14 UTC
С одной стороны - чудесно, что он писал дневники)))
А представь, он стал бы музыкальным критиком.
А ты у Прокофьева всю музыку любишь?

Reply

bgershman January 21 2018, 14:40:21 UTC
Он, кстати, по критикам тоже там проходится как следует :)

У Прокофьева люблю все, что слышал. Ну, или почти все. Один из любимых композиторов. Даже такие слова о Малере ему прощаю :)

Reply


kseniapo January 21 2018, 08:40:10 UTC
Когда вышло первое полное издание Дневников. я от них оторваться не могла.Все искренно, без примеси лукавства, честно. Оценки других композиторов для меня очень интересны, хотя, как всегда у композиторов, субъективны, конечно. Я считаю, что гений и мастер имеет право на любые оценки.
Вам спасибо.

Reply

bgershman January 21 2018, 14:46:13 UTC
Да, оторваться действительно сложно. Даже когда по второму разу!

Согласен с Вами по поводу искренности, а это самое главное! Даже в двух цитатах об Онеггере видно, как он пытается взвешивать слова. То есть, очевидно, ему было неприятно, что Pacific вызвал на том концерте больший фурор, чем его собственный (гениальный) Второй концерт, но в то же время он признает и новизну короткой штучки Онеггера. И далее, когда рассуждает об отсутствии в ней музыкального материала, признает, что, вероятно, и "Семеро их" обилием такого материала не отличается. Мне очень такой подход нравится. Беседует и спорит сам с собой.

В отношении Стравинского очень много подобного плана рассуждений. "Шустрый покойник" очень хорошо это отражает :)

Reply


maultasch_a January 21 2018, 13:08:45 UTC
ох, вот это я тоже очень хочу.
вы не знаете "навскидку" где электронную версию преобрести можно?
(печатная мне увы не светит)

Reply

bgershman January 21 2018, 14:50:35 UTC
Да, очень стоит почитать, хоть в электронной версии!

Reply


abel January 21 2018, 18:19:37 UTC
Занятно. :) (как любил говорить сам ССП).

Reply

bgershman January 21 2018, 19:19:29 UTC
Да, более чем занятно! :)

Reply

abel January 21 2018, 19:26:03 UTC
Меня больше всего восхищает то, что он однажды сказал о Глазунове: "Глазу нов, а уху стар".
Но всё же я склонен согласиться с ДДШ, что ССП никого никогда не любил, кроме себя и своей музыки. И себя, кажется, даже больше, чем свою же музыку. :)

Reply

bgershman January 21 2018, 19:37:37 UTC
"ССП никого никогда не любил, кроме себя и своей музыки. И себя, кажется, даже больше, чем свою же музыку."

Ну, по крайней мере в Дневниках как нет восхищения музыкой других композиторов, так и нет никакого самолюбования (или особого восхищения собственной музыкой). Мне лично кажется, что Прокофьев просто (как и Стравинский) был личностью "интеллектуального" типа, а не "эмоционального" (как Шостакович). Я бы как-то так это сформулировал.

Кстати, по поводу любви к себе. Учитывая то, как серьезно Прокофьев (и Лина тоже) копался в Христианской науке, очевидно, что он сознавал свои "недостатки" и открыто работал над ними. В этом смысле опять же, самолюбие, на мой взгляд, довольно здорового плана.

Reply


abel January 21 2018, 19:46:40 UTC
Может быть... Но такому таланту можно многое простить, даже ужасную историю с Линой.
Как заметил Чехов в письме брату, "таланту многое прощается, даже если ты жаба или тарантул".

Reply

bgershman January 21 2018, 19:50:59 UTC
Можно прощать, можно не прощать, но музыку его, к счастью, можно любить и ценить независимо от характера и поступков автора.

Reply

abel January 21 2018, 19:55:19 UTC
Да, конечно.
Кстати, я тут недавно переслушал 8-ю сонату (с Рихтером) и как-то неожиданно сильно ею проникся (особенно моментом перехода к репризе в 1-й части). Но вообще сонаты и концерты Прокофьева объективно принадлежат к лучшему в фортепианной музыке 20 века.

Reply

bgershman January 21 2018, 20:01:54 UTC
О да, в этих жанрах с Прокофьевым в 20-ом веке сложно конкурировать. Я тоже не так давно переслушивал именно 8 и 9 сонаты. Замечательно. Хочу вот попробовать вернуться ко 2 и 3 симфониям еще разок, давно их не слушал.

Reply


Leave a comment

Up