"Тонкая голубая линия" / "The Thin Blue Line" (1988) Э. Морриса

Feb 21, 2010 19:27




Самый прогремевший фильм американского кинодокументалиста, из-за пари с которым Херцог съел свой ботинок, а Моррис выиграл его, сняв свой первый фильм Gates of Heaven (1978) о двух кладбищах домашних животных.
На фоне гипермизантропичного моррисовского исследования американского правосудия и менталитета американских граждан даже Ханеке выглядит добродушным ворчуном.
Моррис собирался снимать фильм про знаменитого американского психиатра Григсона, участвовавшего в более чем 100 судебных процессах, закончившихся смертной казнью, т.к. по мнению психиатра подсудимые могли представлять угрозу для общества и в дальнейшем. Один из таких подсудимых, Рэндалл Дейл Адамс, вызвал у Морриса, работавшего в то время частным детективом, сомнения в его виновности. Поискам истины и посвящен этот фильм.
В 1976 году 27-летний Адамс обитал в мотелях и жил случайными заработками. Выглядел он как типичный бродяга-хиппи и скорее всего был геем, но полицией не привлекался. На дороге его на угнанной машине подобрал 16-летний Дэвид Харрис, малолетний преступник. Они потусовались вместе, попили пива, покурили марихуаны и съездили посмотреть софт-порно в кинотеатр drive-in.
Через некоторое время полиция задержала Адамса и обвинила его в убийстве патрульного, подошедшего к автомобилю для проверки документов.
В качестве свидетеля привлекли Харриса, а также еще несколько человек проезжавших мимо по дороге. Адамс получил пожизненное заключение, только вмешательство Верховного суда США спасло его от смертной казни.
Харрис же в дальнейшем совершал грабежи и кражи, а на момент съемок был приговорен к смерти за убийство в 1985 году менеджера по продажам автомобилей и попытку похищения его подруги.
Моррис исследует как могло так получится, что оружие и машина были украдены Харрисом, и основания стрелять в полицию тоже были у него - а посадили Адамса.
Сам Адамс рассказал, что он расстался с Харрисом и вернулся в мотель, где находился его спящий брат. Поэтому свидетелей о его пребывании в момент совершения убийства не было.
Зато очень активно выступили свидетели, которые, как доказывает Моррис, дали ложные показания. Всех этих людей, Адамса и Харриса мы видим перед камерой. Моррис также попросил рассказать о произошедшем полицейских, юристов и адвокатов.
И вот криминальное происшествие начинает превращается в прямо-таки маликовской мощи повествование об нравах юга США. Если даласские судьи тупо руководствовались желанием повесить убийство на бродяжку-хиппи (тут стоит вспомнить "Первую кровь" (1982) со злобным шерифом в исполнении Брайана Деннехи), а не обычного местного белого парня, которого по возрасту не отправить на электрический стул, то свидетели проявляют себя прямо во всей своей убогости.
Смешанная пара - негр и белая - явно хотели получить премию, а женщина вдобавок была поклонницей детективного жанра. Еще одна свидетельница пошла на сделку с правосудием ради уголовницы-сестры.
От их лиц начинает просто тошнить. Благородное возмущение и гражданская совесть адвокатов Адамса противопоставлена эгоизму, фантастической наглости и лжи этих оставшихся безнаказанными преступников.
Маятник фильма постоянно раскачивается между людьми, убедительно свидетельствующими и убедительно произносящими в камеру правильные вещи, и людьми с фактами опровергающими их болтовню.
Через час после просмотра просто глядя на лица понимаешь, что человек из себя представляет.
И Моррис, большой поклонник жанра "фильм нуар", делает в визуальном плане все, чтобы в зрителе пробуждалась такая этическая бдительность.
Вся работа оператора строится на точнейшей обрисовке фактур. Люди и предметы появляющиеся в кадре представлены нам предельно лаконично и самой характерной стороной. Крупные планы старых газет, с предельно выявленной шероховатостью бумаги. Мерцающие тревожным светом полицейские сирены. Угнетающий желтый свет в горящих в ночи окнах тюрьмы. Все в сопровождении нервной, не дающей ни на минуту расслабится музыки Филипа Гласса. Будь то аппарат с поп-корном или старая фотография с куклукласновцами - материальный мир фильма выглядит полным отчуждённости и безразличия, выявляя тем самым на контрасте человеческую натуру.
Моррис создает с помощью актеров реконструкцию событий той ночи, но он показывает нам различные версии и точки зрения и насыщает эпизоды выразительнейшими деталями. Грязная, полная окурков пепельница в комнате допросов становится символом, открыто говорящим о сущности произошедшего. Мир фильма Морриса - это мир общества-конвейера, мир власти и корысти, жизни в стиле фаст-фуд. Мир, где все равно остаются люди, сохраняющие в себе честность и достоинство. Как раз именно они-то и есть, пользуясь громкими словами прокурора, та тонкая голубая линия, отделяющая общество от анархии.
"Тонкая голубая линия" этапный фильм, повлиявший на мировую документалистику. Адамс был освобожден через год после его выхода.





































image Click to view



http://www.law.northwestern.edu/wrongfulconvictions/exonerations/txAdamsSummary.html

кино

Previous post Next post
Up