"Ленинград. Ноябрь" (1990) О. Морозова, А. Шмидта

Dec 13, 2009 00:54




фильм, про который вы ничего не найдете в Энциклопедии отечественного кино петербургского журнала "Сеанс". вроде бы именно про него писал Трофименков, употребив гениальный оборот "шумный зимними вечерами на центрах". дебют документалиста Морозова, дебют сценаристки Литвиновой. фильм снимался в сложное для страны время, когда в буфете "Ленфильме" можно было купить "за 8 копеек чай из марганцовки в баночке из-под майонеза" (цитирую все тот же "Сеанс").
типичный образец перестроечного кино, так называемая chernukha (надеюсь сюда заглянет кто-нибудь из сотрудников kinote.info и они переведут на русский это интересное исследование).
в Ленинград приезжает русский эмигрант из Германии Макс. уехал он туда по любви, а теперь вернулся навестить умирающего отца. с отцом он был в ссоре - тот проклял его за женитьбу на немке. но и в последние минуты жизни отец отказывается узнать сына. основной пласт картины это перемещения по готовящемуся к 7 ноября Ленинграду и пригородам Макса, глухонемой проститутки, ее сутенера (по совместительству художника, рисующего агитацию), медсестры, а также их друзей, интеллигентов и тусовщиков.
сюжета в фильме крайне мало - сцены содержат в основном многозначительные взгляды, обрывки фраз, недоговоренности и прочее никак не способствующее развитию интриги. нельзя сказать, что это портит картину, но вот стать таким хитом как "Асса" (1987) или "Игла" (1988) - помешало, хотя предпосылки вполне были. "Ленинград. Ноябрь" явно сделан в фарватере этих фильмов - есть сырой приморский город, криминальный сюжет, неприкаянные экзотические персонажи вроде банды глухонемых, общий цинизм и равнодушие, красивая женская обнаженная натура, с оттяжечкой произносимые диалоги. а так получился эскиз для румынского фильма - о нищей стране, интеллигенции без мозгов и т.п. (что не так уж и плохо)
вытягивают же фильм на уровень must see как ни странно cоветская власть и Ленинград. обшарпанная столица русского классицизма и петровский фантом, изукрашенный коммунистической атрибутикой - по внушительности этот образ стоит рядом с огромными, из светящихся окон буквами СССР в начале "Такси-блюза" (1990). собственно поэтому этот шедевр на самом деле документалистики и стоит посмотреть.

про Олега Морозова: http://www.kinoart.ru/magazine/04-2009/names/dem0904/
http://www.openspace.ru/cinema/projects/165/details/14740/








































































кино

Previous post Next post
Up