Крым, начало 90-х. чтобы откосить от армии молодой человек из местной наркоманской тусовки ложится в психиатрическую больницу. там он бросается на санитаров и хамит персоналу, за что они систематически его вяжут и колют аминазином. впрочем колет его симпатичная медсестра (Акиньшина), которая после серии процедур проникается к пациенту взаимной симпатией. в фильме практически нет сюжета, состоит он наполовину из галлюцинаций главного героя и флэш-бэков в прошлое некоего Румына, матерого торчка из Магадана. в Магадане к невесте Румына докапывался косящий под рокабильшика молодой мент в парике. но невеста называла его псом, поэтому на свадьбе Румына повязали, а невесту мент насиловал на кладбище в его присутствии и под жужжание мух.
также в фильме есть злобная главврач (Михалкова), по настоящему свихнувшиеся соседи по палате и неоднократное упоминание романа Кена Кизи. однако бессмысленно рассматривать фильм Волошина относительно "Пролетая над гнездом кукушки" (1975) Формана, "Шокового коридора" (1963) Фуллера или "Улыбки" (1991) Попова.
"Я" - это как бы ностальгическое воспоминание в стиле "Американских граффити" (1973) Лукаса за минусом хотя бы приблизительного описания общественной жизни, весь мессидж фильма ни что иное, как антинаркотическая пропаганда, а вовсе не воспевание борьбы за свободу человеческой личности и обличение системы.
отважно смешав "Стиляг" (2008) Тодоровского с "Грузом 200" (2007) Балабанова и позаимствовав оттуда ключевых актеров (Акиньшину и Полуяна) Волошин мало интересуется внятным развитием действия и характерами своих героев. больше всего он увлечен клипово, а-ля "Старые песни о главном" снятыми сценами наркоманских отжигов на грязных улицах и метафорически сервированными сценами насилия.
ни в одном еще фильме не видел столь озверевшей милиции - по уши заляпанной кровью, распинающей задержанного на кресте на кладбище и сверлящей ему руки дрелью. да и вообще грязи в фильме чересчур уж многовато - ощущение что персонажи, даже добрая молодая мама героя, не моются месяцами.
но самое печальное - это отсутствие в фильме внятного сюжета, нормального сценария. никак не отыгран конфликт героя с главврачом, все его отношения с соседями по палате лишь ряд коротких разговоров. отношения с медсестрой как-то внезапно переходит от лечения к романтической фазе и то, когда остальные сюжетные линии полностью исчерпаны. действие периодически кидает в различные временные пласты, связанные между собой только темой употребления наркотиков.
и даже обрисовывая наркоманскую среду Волошин имитирует ее с помощью бессвязных базаров, гогота и обдолбанных лиц. фактически это массовка тупо изображающая некую наркоманскую движуху и выведенная на первый план. поэтому мартиролог в конце фильма, когда нам показывают каждого из тусовки с датой его смерти очень искусственен. за весь фильм режиссер ничего, даже самой короткой истории не рассказал хоть про одного из них и теперь предлагает нам поскорбеть.
из актерского состава выделю только Андрея Хабарова, сыгравшего спятившего кэгэбэшника. играет он невероятно тонко, на полутонах, единственный из всего состава прекрасно смотрелся у того же Формана. остальные актеры устраивают бесконечный хэппенинг, машут руками и т.п. приглашение же Гаркуши и Зайченко на мизерные роли почти без реплик это вообще нонсенс.
и традиционно ужасающе для российского кино работает оператор - заливает все синим светом или желтит, камера мечется кругами вокруг героев в тупом контровом освещении, кадры композиционно выстроены примитивно.
Волошину не удалось создать на экране точный образ психиатрической больницы и её обитателей, а только плохо прописанную полу-театральную декорацию. конечно, можно рассматривать это как прием, творческую находку - но и все остальные элементы картины находится в таком же недоваренном, подвешенном состоянии.
что касается претензий Михалкова и Говорухина к молодому российскому кино - а чему вы их в киноинститутах учили? не похоже что ремеслу.
отрывок из фильма "Улыбка" Попова:
You can watch this video on www.livejournal.com
Улыбка from
Yage2006 on
Vimeo.