2-е место по результатам кинопроката 1956 г.
шпионский детектив с традиционными для советского кино ингредиентами - молодой оперативник, усталый понимающий начальник, красивая подозреваемая, ночная погоня и засада на даче. как и в
"Золотой мине" (1977) Татарского дорожное происшествие выводит милицию на опасного преступника - в данном случае бывшую фашистскую лагерную надзирательницу и шпионку Магду Тотгаст.
однако воспринимать фильм серьезно мешает некоторая игривость режиссера, стремящегося выдать головокружительную залепуху. тут и кодовые словечки-пароли про пирамидон и одеколон "Лесная вода", и водевильные отношения оперативника с подозреваемой профессорской дочкой Иркутовой (русская Джульетта Мазина Шагалова). на роли второго плана приглашены Марк Бернес (не исполнивший тут ни одной песни) и многолетний исполнитель роли Ленина Максим Штраух, выдающий живущего дачной жизнью мегаинтеллигентного профессора.
фильм получился совершенно приключенческим и неудивительно - начиналась хрущевская оттепель, первое место в советском кинопрокате занимает антибюрократическая комедия "Карнавальная ночь" Рязанова.
поэтому Рыбаков, совершенно не нагнетая паранойи по поводу козней иностранных разведок и фашистских недобитков, увлекает зрителя нехитрой милицейской романтикой: успеет ли вызванная бригада обаятельно перешучивающихся милиционеров снять отпечатки протекторов до начала дождя? кому принадлежит найденный в траве окурок? почему затоптаны следы рядом с местом преступления? кого предпочтет оперативник - взбалмошную дочь профессора или же хмурую, но верную коллегу?
ну и, конечно же, колоритные свидетели, белая униформа и летняя нега улиц Москвы и проселков Подмосковья.
две сцены фильма наиболее запоминающиеся. первая - драка оперативника на даче с персонажем Евгения Весника и последующая погоня с бастеркитоновским проездом перед поездом. во второй - впечатляюще сыграла разоблачение шпионки Валентина Токарская. сначала мы видим ее надменное презрение к пойманным придурковатым связным, дающим против нее показания. а затем все более нарастающий на ее лице ужас, когда в кабинет следователя ввозят сбитую ей партизанку Некрасову. непонятно даже - может она испугалась не столько разоблачения, а забинтованную как мумия пожилую женщину, словно вернувшуюся из загробного мира и сверлящую ее потусторонним взглядом.
не обошлось и без ляпов - партизанка Некрасова почему-то оттягивает разоблачение Тотгаст, берет от нее деньги и вместо НКВД пытается рассказать все взъерошенному от работы управдому.
p.s.: в том же году в прокат выходят "Два капитана" Венгерова, "Дело Румянцева" Хейфица, "Весна на Заречной улице" Миронера и Хуциева и "Судьба барабанщика" Эйсымонта занявшие в прокате 4, 5, 7 и 16 места.