экранизация популярного советского детектива Аркадия Адамова 1956 года выпуска. в 1957 году возвращается из лагеря Лев Овалов и первым делом пишет детектив про майора Пронина "Букет красных роз", где также показана разлагающаяся московская молодежь, дети столичной элиты. так что "Дело пестрых" абсолютно попадает в тренд того времени. даже в два - после выхода книги Адамова советские детективы обретают массовую популярность.
демобилизованный офицер Коршунов (Сафонов) по заданию партии в лице секретаря райкома (иронично отнесшийся к своей роли Грибов) идет работать в МУР. любимая девушка Лена (пышная Фатеева) не одобряет его поступка, считая такую работу непрестижной и проводит время в компании золотой столичной молодежи.
юзер moskovitza стала бы писать про зомби-фильмы и вполне оправданно - школьники и студенты ради денег идут на убийства, кражи, пособничество уголовникам. с дикими криками и перекошенными лицами они кривляются на папиных квартирах под западную музыку, а ресторан рассматривают как лучшее место отдыха. из их уст звучат фразы о праве сильного и стремлении брать от жизни по максимуму. не меньше развращена золотым тельцом и рабочая молодежь - она пьет, врет, презирает искренние чувства.
не будет преувеличением сказать, что кроме сотрудников милиции в фильме практически нет ни одного порядочного человека. становится страшно за послесталинскую Москву. если до такой степени развращено молодое поколение из лучших центровых семей, то что же творится на окраинах?
Коршунов начинает расследовать убийство студентки, подозреваемой становится ее морально некрепкая, выгнанная из комсомола кузина Валя. Коршунов вполне оправдывает свою фамилию, в отличии от Шарапова он прессует невинную Валю пожестче Груздева.
в дальнейшем удается установить личность убийцы, студента с лицом мистера Хайда, которого одевают в грязный ватник и отправляют в лагерь.
тем временем Лене начинают угрожать ее модные приятели (самый мерзкий намекает в трамвае, что может скинуть под колеса встречного поезда) и, наконец, пытаются заказать ее убийство молодому рабочему.
постепенно Лена понимает правоту Коршунова и к концу фильма они мирятся.
Коршунов же приобретает профессиональные навыки, под видом брата соседки внедряется в коммуналку, где живет скупщик краденного и задерживает рецидивиста Сафрона Ложкина (Пуговкин). актер дал, что называется, выпуклый образ уголовника - пьющего водку, с татуировкой "не забуду мать родную" на плече, ворующего чемоданы на вокзалах.
но главное в работе милиционеров вовсе не оперативно-розыскная деятельность и предотвращение преступлений. с просветленными лицами они читают нотации задержанным и осужденным, а также друг другу - пока подозреваемый или провинившийся сотрудник не начнет рыдать лицом в стол. особенно преуспевает в этом похожий на печального Железного Дровосека полковник Зотов (Кенигсон).
стиль фильма формирует сталинский классицизм, в котором уже начинают звучать слова о человечности. это и большие, пронизанные сквозь тюль лучами солнца комнаты, папиросы, светлые костюмы, ковровые дорожки, пальто, кепки и плащи, тяжелые люстры, черные обтекаемые автомобили, стаканы в подстаканниках, зачесанные назад волосы у мужчин.
совершенно непонятно почему в таком спокойном и комфортном мире молодежь идет на самые циничные преступления - даже староста драмкружка в колоритном исполнении молодого Табакова. и похоже, что фальшивкой в этом фильме является все, кроме образа этой самой разлагающейся молодежи. уже начинается апеллирование к памяти павших на войне - но Система дала трещину и дала на самом приземленном, бытовом фронте.