"Багряная императрица" ("Красная (Кровавая) императрица", "The Scarlet Empress") ставит меня в тупик. юная немецкая принцесса София (Марлен Дитрих) выходит замуж за русского наследника престола. немецкий доктор и он же местный палач пророчит ей будущее femme fatale. а тем временем в ужасной и дикой России жестокие бородатые люди оскалив зубы пытают, колесуют, привязывают вместо языка к колоколу. прикованы цепями к стенам темниц девушки в сарафанах и кокошниках. скачут казаки, метёт метель. да и посланник великой империи не внушает доверия - шикарный усатый и гривастый молодец Орлов проявляет открытый сексуальный интерес к покорной своей матушке фройлен. и вот под усиленной охраной её привозят в Москву. обещанный красавец-жених оказывается подавленным волей матери-императрицы Великим Князем Петром, до сих пор играющим в солдатики. что же делать юной красавице, выписаной исключительно для улучшения генофонда?
конечно же идти к власти на плечах и штыках рослых и статных военных, околдовывая их своей женской магией - о, часовой, ты не знаешь кто я и арестовываешь меня за прогулку по саду, но делай со мной, что хочешь! дальше больше - плетутся интриги, зреют заговоры, издаются манифесты и вот уже бородатый батюшка в развевающемся белом одеянии и с распятием в вытянутой руке мчиться, загоняя взмыленного рысака, на помощь мятежной царевне!
конечно, фон Штернберг делает всё возможное, чтобы избежать исторического правдоподобия - русские больше смахивают на ряженых румын, царица угрожает сослать в Sibir, звучит цыганская музыка, декорации c огромными дверьми и уродливыми готическими святыми как будто созданы Павлом Филоновым, а будущая императрица и пассия режиссера похожа на модель Vogue. однако есть в фильме изобразительная варварская сила и драйв, особое эротическое очарование Дитрих - особенно в сценах, когда гвардейцы её мужа наставляют на неё десятки штыков или когда она проводит смотр, а фактически съём на ночь среди симпатизирующих ей военных. что ещё сказать, если вы хотите узнать откуда растут ноги у "Ивана Грозного" Эйзенштейна, посмотрите этот фильм, как будто снятый Хельмутом Ньютоном, Дэвидом Ля Шапелем и Дэвидом Линчем.