от создателя культовых телесериалов "Долгая дорога в дюнах" (1980) и "Мираж" (1983), а также лидера советского кинопроката 1986 года, триллера "Двойной капкан" (42 млн. зрителей).
после семилетнего заключения 46-летний Волдис возвращается домой, по дороге познакомившись с очаровательной разведенной таксисткой Иреной. но уже объявленный в начальных титрах ансамбль дудукистов обещает отход от стандартов советского нуара.
действительно - Ирена не отвечает на гусарскую манеру ухаживать Волдиса и улетает отдыхать в Грузию. Волдис летит за ней и поселяется у деревенского винодела, полуюродивого старика Гиви. Гиви бесплатно пускает Волдиса на постой, поит его хванчкарой и проповедует братство людей. Волдис же озабочен своим возрастом, связью сестры с презренным водителем хлебовозки Пятаком и отсутствием денежных знаков в достаточном количестве. он не хочет фотографироваться с отверткой для заводской стенгазеты как его бывший подельник, а в жены ему не нужна располневшая баба с авоськами в руках.
в очередной раз не найдя общего языка с Иреной, он в пьяном виде попадает в комнату смеха, где проходит сильнейший алко-трип снятый в лучших традициях западного авангарда 20-х годов. галлюцинации, страшные сны, воспоминания - самая сильная сторона этого фильма. и вот уже перед нами не конфликт уголовника с советской реальностью. "Быть лишним" постбергмановская сага о борьбе с собственным подсознанием? которой целиком на стороне Уголовного кодекса. повседневная жизнь рижан снята в подчеркнуто серой, неприукрашенной манере. в отличии от американских нуаров - здесь советское общество не предлагает ничего для достойной жизни. ресторан приземленно буржуазен и пошл, магазины не более чем унылые склады, летняя Рига пыльна и скучна, квартиры требуют ремонта, большинство актеров выглядят на десять лет старше своего возраста.
именно в такой обстановке Волдис решается еще на одно преступление, хоть ему и мерещится возвращение на нары, к баланде в алюминиевой миске. вернуть его к честной жизни не способны ни помощь ровесника участкового с карпентеровского вида малолетней дочкой-медиумом, ни уговоры сестры, ни прекрасная таксистка. пожилые приятели, советский вариант мельвильевских гангстеров, втягивают его в ограбление ювелирного магазина, во время которого они, как в "Рифифи" (1955) Дассена, сверлят дрелью пол.
сцена погони за преступниками одна из самых жестких в советском кино - гибнут случайные прохожие, под колеса попадает даже детская коляска.
финал фильма напомнил мне одновременно "Поцелуй убийцы" (1955) Кубрика и "Сталкера" (1979) Тарковского. заброшенное фабричное помещение, полное потусторонней энергетики станет последним пристанищем для погружающегося в воспоминания о детстве Волдиса. с пистолетом в руке Волдис упрётся в стену, за которой щебечут птички.