"Пятьдесят на пятьдесят" (1972) А. Файнциммера

Aug 08, 2009 13:01




от создателя "Танкера "Дербент" (1941) и "Трактира на Пятницкой" (1978). действие фильма практически целиком происходит за границей - в Восточном Берлине и Баварии. под тревожные джазовые импровизации разведка направляет американского шпиона Маленса (Ледогоров) на встречу с гэдэровским связным, ученым-химиком. тот оказывается двойным агентом и Маленса после перестрелки ловят. в больнице раненый американский шпион спрашивает советского разведчика Волгина (Лановой) почему он служит в разведке, ведь это у американца в жизни есть все - риск, деньги, женщины. Волгин напоминает ему о неизвестных на Западе понятиях - долге и Родине. фактически же фильм строится не на противоставлении этих понятий, а на постоянной напряженности, недоброжелательности, даже скрытом хамстве в общении между людьми Запада и невероятной душевности, теплоте советских людей (стиль жизни в постсоветской России будут строить по образцам из таких фильмов). так в турецком отеле отдыхающего американского агента провоцирует местный официант из шашлычной (Сичкин, в привычном амплуа одессита). тяжелые моральные страдания испытывает заподногерманская разведчица в экзистенциальной сартровской тоске коллекционирующая зажигалки. отношения же между Волгиным и его начальником таковы, что они пьют кофе из одной чашки (и см. ниже). постоянны обращения иностранцев друг к другу по фамилии.
и даже американский разведчик является разменной монетой, его просто напросто сдают, чтобы через перевербованного Советами слить фальшивую информацию о работающем на западную разведку советском ученом. однако под видом Маленса в Баварию (пивные, полиция в стильной, почти нацистской форме, аристократические аппартаменты) приезжает Волгин. ему дают прочитать фальшивое досье на профессора Сергеева, а затем зачем-то ловят и объясняют, что хотели через него слить дезинформацию. хотя Волгин и так уже сам всё перефотографировал и готовился делать ноги. Волгину удается накачать "сывороткой правды" (из дезодоранта) главу западногерманской разведки Понса и узнать настоящее имя советского предателя. через красивую связную Волгин отправляет пленку с признанием Понса в Будапешт, а сам перевербовывает его на нашу сторону.
на редкость скучный разговорный шпионский триллер разбавлен автомобильной погоней по горной дороге и запоминающейся сценой в начале: после вполне американской беготни по вагонам, иностранный связной открывает дверь и гибнет под колесами встречного поезда. само же свидание со связным происходит в ночном березовом лесу, где пара кэгэбэшников (в темных очках похож на Годара) гуляют с гитарой на перевесес и распевают русский романс - "ярче майского дня чудный блеск твоих глаз", в сцене странным образом чувствуется гомосексуальный подтекст - образности этого момента позавидовал бы сам Фассбиндер.
в финале счастливый Лановой с сияющей улыбкой выходит из гостиницы под дождь - впереди Москва, операция "Мельница" провалена успешно. является ли "Пятьдесят на пятьдесят" рассказом о мощном гомосексуальном лобби в советской разведке - решать зрителю.















кино

Previous post Next post
Up