"...и "Касабланка" была его 42 фильмом!" - патетически восклицал Скорсезе, рассказывая о знатном труженике голливудского конвейера Майкле Кертице. у Хэтэуэя особо ценятся криминальные драмы, но сказать, что он снял что-либо годное для цитирования и культа как-то язык не поворачивается. в Голливуде он одним первых начал снимать на натуре и в полудокументальной манере. но в его фильмах хороши лишь отдельные сцены.
"Темный угол", давший название
известной песне Шумова про film-noir, классический нуар, однако не представляющий собой нечто большее, чем хорошо склеенные приметы жанра. впрочем все это воспроизводилось интуитивно, а не по модели русского арт-хаусного кино, являющегося игрой хорошо начитанного ума, а не умения чувствовать и творить. ведь американцы узнали о том, что послевоенная французская критика выделила нуары в особое направление только в 70-е годы. для Америки времен WWII было естественным смотреть эти мрачные криминальные драмы, а вот французы, не видевшие несколько лет американское кино, сразу отметили, что американские фильмы стали слишком "темными".
частный детектив Брэд Гэлт, отсидел два года в тюрьме за непредумышленное убийство постороннего человека, случившееся после ссоры с жуликоватым партнером Жардайном. и вот теперь, пока Брэд гуляет по вечернему Нью-Йорку со своей секретаршей, некто плетет против него интригу и все стрелки указывают на бывшего друга.
детектива играет улыбчивый Марк Стивенс, через два года отметившийся в "Улице без названия", где его противником был блондинистый Уидмарк. а здесь у него идет противостояние со специализировавшимся на ролях немецких военных Куртом Крюгером.
оппозиция брюнет-блондин и блондинка-брюнетка не менее важна для фильма чем криминальные перипетии. черные тени и до белизны подсвеченные части мрачных лестниц, коридоров и углов. темный костюм детектива и белый костюм наемного громилы, висящего у него на хвосте.
в "Темном угле" нуар заявляет себя в привычных нам приметах, но он ничего не даст тем, кто ценит как в эти тревожные фильмы заворачивалась социальная критика и экзистенциальная драма.
и есть какой-то трудно уловимый провал в сценарии, из-за чего фильм, словно машина с простреленным передним колесом, уже не несется лихо по жанровой колее. нити коварной интриги тянутся к детективу не из гангстерского подполья и не от прочих отщепенцев. а из приличного мира торговцев произведениями искусства (сегодня это было бы наоборот актуально - мерзкие типы, торгующие вместо Донателло позолоченными акульими черепами). это-то и лишает часть сцен фильма зловещих персонажей, гнетущей атмосферы и столь ценного экспрессионистского подхода к организации кадра. а то, что все происходит из-за женщины, очень красивой, но вовсе не роковой, и вовсе добавляет фильму ненужного мелодраматизма. на роль же верной секретарши выбрали комедиантку Люсиль Болл, а шутки в фильме не содержат хотя бы оттенка фатализма.
т.е. в основе нуара Хэтэуэя - трещина в прошлом главного героя - из-за чего на него сыпятся различные несчастья и наконец труп, который он обнаруживает, как и персонаж "Красной жатвы" Хэммета, выйдя из бессознательного состояния. по сути это скорее приключения, чем злой рок.
но режиссер все-таки соблюдает самую главную особенность нуара - мы видим методично загоняемого в угол человека и по рецепту Фрица Ланга его показывают так, "чтобы публика могла почувствовать себя в его шкуре". детектива именно что подставляют, в триллере его бы пытались убить.
комические и мелодраматические моменты фильма не очень состыковываются, к примеру, с прекрасной и жестокой сценой, где детектив в свете настольной лампы фактически пытает подосланного к нему шпика. не спасают даже отдельные находки: сидящий в полутьме офиса детектив, разбавляет виски водой, одновременно держа графин и бутылку в одной руке; удирая от полиции на угнанном такси, детектив прячется в таксопарке.
из "Темного угла" слишком торчат швы готовых жанровых наработок и стремления угодить зрителю и так, и эдак - типичные приметы голливудского конвейера.
фильм получился не особо темным и совершенно не пессимистичным. и ценен он, пожалуй, лишь для историков кино и упертых фанатов нуара.
http://en.wikipedia.org/wiki/The_Dark_Corner