"Погоня" / "The Chase" (1946) А. Рипли

Jun 17, 2009 22:55




фильм поставлен по роману мэтра детектива Корнелла Вулрича (помимо прочих нуаров, его еще экранизировали Хичкок и Трюффо). о режиссере Рипли можно сказать лишь то, что он снял фильм "Дорога грома", с Митчумом в роли бутлегера и шикарной заглавной песней. этот фильм стал самым главным детским киновпечатлением Джармуша.
"Погоня" - наваристый нуар, несколько меняющий наше мнение о возможностях жанра и смещающий акценты от криминальной драмы в сторону тягучего кошмара.
"- лох - это судьба", - мог бы сказать о себе бывший морпех и участник WWII Чак Скотт в придурковатом исполнении Роберта Каммингса, чья карьера поделена между комедиями и детективами. то ли потому что идиотская улыбка не сползает с его лица, то ли костюмер выдал ему шляпу на пару размеров больше - но Чак сразу же производит впечатление неудачника, безобидного впрочем, которого, как князя Мышкина или Алешу Карамазова, случись что - сразу приютят и накормят. (Каммингс хорошо бы смотрелся бы и где-нибудь у Шванкмайера.)
около ресторана в Майами голодный, потрепанный Чак - такова судьба солдата в Америке - находит чей-то кошелек и, перекусив, относит его хозяину по обнаруженной визитке. роскошный особняк, странный секретарь Дино (Лорре), суровое обращение с маникюршей - и вот мы видим очень крутого парня Эдди Романа (известный голливудский бабник Кокран). Роман нанимает Чака шофером. но то как он ведет дела - одного из деловых партнеров загрызает его собака - говорит о Романе как об опасном и неумеренно жестком человеке.
Чак везёт на прогулку к берегу океана жену Романа - Лорну (красавица Морган). Лорна просит Чака помочь ей бежать на Кубу за вознаграждение в 1000 долларов. бегство партнеров, а затем любовников в Гавану удается - и фильм погружается в многократно эксплуатируемый Голливудом сюжет об американцах в экзотической стране. притягательность таких историй из-за колониальной экзотики минимальна. главное здесь национальная и прочая самоидентификация американца на фоне странных, смешных, нелепых, опасных иностранцев. простые парни из Оклахомы (впрочем изображаемые суперзвездами) смотрятся как модели там, где за доллар можно купить половину страны, а хороший костюм и умение пить виски со льдом заменят карьеру и жизненный статус. даже конченные неудачники забираются там на вершину успеха в виде места у стойки бара.











Гавана, описываемая в "Погоне", идеальное место для влюбленных беглецов, чья привязанность друг к другу развивается крещендо. пока не понимаешь, что смотришь возможно ещё один самый великий фильм о любви. ведь что ещё надо двум влюбленным, как не побыть друг с другом наедине посреди огромной и шумной толпы. что еще - кроме как полностью забыть о прошлом и будущем, растворившись словно кубики льда в пылких объятиях друг друга. и Гавана в фильме становиться тем карнавалом, где Ромео увидел Джульетту, а герою Тома Круза пришлось выбирать между жизнью и смертью.
Рипли насыщает эти эпизоды массой странных, подчас необъяснимо мистических штрихов, пока фильм не совершает два роскошнейших и безумнейших оборота. не буду раскрывать их - но намекну, что после первого Чак становиться загнанным в угол подозреваемым, а второй уж совсем с непредсказуемым бунюэлевским оттенком - так что даже хочется похлопать себя по спине и нажать на некоторое время на паузу.
"Погоня" самый странный из виденных мной нуаров - полиция практически не вмешивается здесь в происходящее - и похож на перевернутую вариацию на тему "Почтальон всегда звонит дважды" - злой рок наказывает плохих людей.
некоторые детали говорят о несколько плебейской фантазии сценариста (к примеру, в машине Романа за креслом шофера установлена вторая педаль газа). но в целом - это, конечно, тот самый, изысканный, как аррос кон камаронес, нуар в квадрате, мимо которого пройти - много потерять. ведь одно из главнейших свойств нуара - погружать зрителя в бесконечно нагнетаемую паранойю, страшную и навязчиво желаемую одновременно.

http://www.imdb.com/title/tt0038409/

кино

Previous post Next post
Up