ни капли студийной конвейерной работы нет в этом нуаре мегаплодовитого Роберта Уайза - монтажера "Гражданина Кейна", работавшего как режиссер в диапазоне от мюзикла ("Звуки музыки" (1965) и "Вестсайдская история" (1961) до фантастики ("День, когда Земля остановилась" (1951) и "Звездный путь I: Фильм" (1979) и фильма ужасов. и если его "Призрака" (1963) именуют "Гражданином Кейном" в жанре ужасов, "Ставки на завтра" - мегашедевральны для нуара.
Дэйв Берк (Бегли), старый еврей, ранее работавший в полиции и уволенный за мошенничество, а теперь живущий в убогом отеле, придумывает план ограбления на сумму $50000. в помощники он выбирает 40-летнего Эрла Слейтера (Райан), отсидевшего за убийство и живущего на содержании у любовницы (по типажу похоже на стоуновского Джорджа Буша-мл.). Слейтер соглашается сразу. он представляет собой тип белого расиста, сына пострадавших в Депрессию фермеров из Оклахомы. он слишком психован, чтобы нащупать правильную жизненную колею, его самолюбие оскорблено. третьим приглашается музыкант из ночного клуба Джонни Ингрэм (актер и певец Гарри Беллафонте, сопродюссер фильма). он в разводе с женой, проигрывает массу денег на скачках, в принципе мог бы быть участником "Черных пантер". но на дворе конец 50-х, борьба за гражданские права негров носит мирный характер - шоу-бизнес и сфера обслуживания вот две области самореализации чернокожих. план Берка и строится на том, чтобы Ингрэм подменил разносчика, приносящего вечером еду в банк и впустил туда всю банду. только из-за угрозы расправы над его семьей за долги Ингрэм соглашается. все трое мужчин несут в своих характерах те червоточины, который приводят их к очень печальному концу.
Уайз сделал фильм предвещающий шедевры криминального жанра, говорящие языком улиц и показывающие реальные проблемы Америки. сравним "Ставки на завтра" с довольно идиотским полицейским фильмом "Обнажённый город" (1948) Дассена, анонсированным как впервые снятый на натуре и вдохновленным одноименным фотоальбомом репортера криминальной хроники Уиджи. к несчастью, в "Обнаженном городе" натура настолько безлика, сюжет дидактичен, а голос комментатора слащав - что фильм стоит отнести скорее к журналам новостной хроники. отдельные хорошо сыгранные роли и финальная погоня не спасают зрителя от скуки.
другое дело "Ставки на завтра"! вот где действительно вспоминаешь о новаторских фотографиях Фридлендера, Эванса и Вайногранда - каждый кадр фильма просится в фоторамку. сцены решены изобретательно и запоминающе - шикарна сцена с мафиози, кормящим голубей в парке, драка Слейтера в баре, сцена с Берком, наблюдающим закат над рекой перед налетом. каждый, даже второстепенный характер - просто настоящий бриллиант! мы наблюдаем как гаснут фонари на улицах, слышим как воет ветер и в грязных лужах чувствуем начало весны. настоящий американский нуар на европейской подкладке.
"Ставки на завтра" обязательны к просмотру всем интересующимся нуаром и тем как в кинематограф проникала тема борьбы за гражданские права.
по одноименному роману Уильяма П. МакГиверна. сценарий Абрахама Полонски ("Сила зла") и Нельсона Гиддинга. композитор Джон Льюис ("Modern Jazz Quartet").
http://us.imdb.com/title/tt0053133/