постмодернистский болгарский неонуар, переместивший все клише жанра в гипертрофированно показанный соцреализм. вспоминаются однако вовсе не американские фильмы, а "Деликатесы", "Бывший барабанщик" и даже Бела Тарр где-то на горизонте маячит.
неудачливый грабитель по кличке Мотылек (см. одноименный фильм 1973 года Ф.Дж. Шеффнера) берет на себя вину в убийстве. выходит он на свободу 15 лет спустя, когда к власти пришли коммунисты, а его напарник стал комиссаром. голый, лысый, в татуировках ( на спине "человек это звучит гордо"), жующий гудрон, он убегает от отравившего его врага, разбирается с бывшей своей любовью и ищет спрятанный алмаз.
Гырдев интересно смешал отсылки к классике жанра - "Мертв по прибытии", "Гилда" с уголовной романтикой стран соцлагеря и босховскими персонажами. герои фильма пытают друг друга током, блюют, пердят и рассказывают идиотские истории вроде "вез шофер листы железа, резко тормознул, они влетели в парикмахерскую и отрезали головы группе ткачих", ткачихи, естественно, в бигудях и под колпаками. но и сам фильм такая же по правдоподобности байка.
это все скорее смешно в своей изобретательности и лишь грустная интонация преданного всеми рассказчика вносит во всё это смысл - голый человек на голой земле и спасения ему нет. полублатная синефильская побасенка Гырдева придется по душе любителям мужского кино, которые смахнут скупую слезу, может быть погрозят небу кулаком и, конечно, откроют ещё пива.