"Франция" Сержа Бозона пропитана эффектом де-жа-вю. насмотренный киноман и кинокритик Бозон снимает свой фильм так, что за каждым новым поворотом сюжета и новым героем чувствовался смутный привкус узнавания. фильм начинается с характерного для эпохи немого кино и значит времени действия фильма мотива "травести". молодая девушка, живущая во французской глубинке получает от мужа послание из окопов Первой мировой с просьбой больше не писать ему. отважная, словно Жанна Д'Арк и как героиня "Гусарской баллады", она переодевается в мужское платье и отправляется на поиски любимого.
бредя лесами и полями, снятыми в манере "Зеркала" Тарковского, Камилла натыкается на группу солдат, движущуюся, как кажется, в направлении фронта и примыкает к ней. но отряд солдат своей внутренней опустошенностью и растерянностью напоминает то ли группу призраков, то ли живых мертвецов. никто не крутит лихо ус и не отпускает грубоватых шуточек. эти военные - не эталон мужественности и мужской сексуальности, а скорее вышедшая на лесную прогулку группа душевнобольных. в короткие минуты отдыха неестественно высокими голосами распевают они песни в стиле психоделического рока 60-х. в песнях поется о слепой девушке, связывающей свою судьбу то с поляком, то с итальянцем.
во время скитаний отряда в максимальной удаленности от населенных пунктов, мы узнаем, что это группа дезертиров и движутся они в нейтральную Голландию. один из солдат рассказывает историю бывшего их сослуживца, молодого бойца Филиппа, бредившего Атлантидой и находившего утешение в продолжительном сне. но Филипп, любимец взвода, погиб и гибель эта видимо и спровоцировала бегство солдат с поля боя.
странно наблюдать, как эта группа мужчин, призванных защищать страну, словно герой "Мертвеца" Джармуша, скитается по лесам и в их печальных и усталых глазах читается полный разрыв со статусом гражданина, мужа и даже просто представителя мужского пола. и в этом и состоит главная цель фильма Бозона. страна Франция предоставляет своим бедолагам-сынам лишь ночлег под кустом. солдаты находятся на её территории географически, но социальные связи разорваны и утеряны навсегда. и если для Камиллы будет достаточным переодеться обратно в женскую одежду, то для солдат и их командира обратно пути нет.
в сцене нападения сына фермера на Камиллу мы видим как нелепо борются эти профессиональные военные с представителями гражданского населения. чувствуются, что опустошенность и истощение этих людей зашли слишком далеко. и их драма действительно становиться драмой в масштабе целой страны. Бозон показывает немецких солдат как всадников Апокалипсиса и казалось бы французы должны встать грудью на защиту отечества. но что-то испортилось, сломалось в механизме принадлежности французского гражданина своей родине. хищные крестьяне охотно укрывающие дезертиров - вот и готов архетип француза времен Первой мировой.
Франция у Бозона - это страна не давшая своим гражданам ощущения волнующей принадлежности к большой семье. несмотря на весь антивоенный мессидж фильма, дегероизацию военных действий, показа военного времени в страшном и мучительном свете, Бозон задается вопросом - что есть патриотизм? и замечательно, что ответ на него дает режиссер с явными левыми взглядами и без постылого пафоса. патриотизм по Бозону есть то, что укрепляет мужскую душу и не дает ей скитаться бесплотным призраком по неприветливому ландшафту. в конечном счете, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. но иногда принадлежность к такому обществу способна превратить жизнь в наполненную сомнениями и моральной деградацией одиссею.
Бозон говорит о патриотизме как о субстанции способной наполнить смыслом и уверенностью жизни мужчин и женщин. о том как важно ощущать эту гражданскую принадлежность и как важны в основе её моральные законы. Камилла находит своего мужа, также дезертировавшего с фронта, но любовная сцена между ними не приносит им радости. и с печалью глядит её супруг в то звездное небо, которое по Канту над нами.
Бозон снял один из шедевров современного кинематографа. в его фильме есть блестящая историческая реконструкция, верно передающая дух эпохи благодаря прекрасно подобранным актерским типажам. сочетая достоверность с новаторскими приемами, остраняющими происходящее, Бозон добивается необходимого резонанса от показываемого на экране, той печальной и волнующей ноты, которая звучит в нас после просмотра. Бозон ставит один из самых острых вопросов человеческого бытия - есть ли наша жизнь бессмысленное блуждание в пространстве и времени и есть ли то что может наполнить её ощущениями дома, земли под ногами и крыши над головой. и именно моральные догмы по мнению Бозона могут сделать наше существование наполненным светом, силой и смыслом.
"Франция" Бозона имеет родственников и в российском кинематографе. это прежде всего "Дни затмения" Сокурова, с врачом Маляновым, ищущим себя в больном обществе. а также фильмы Евгения Юфита, где деградировавшие мужчины исполняют нелепые танцы на фоне неприветливой природы.