"Миллионер из трущоб" (2008) - фильм знаменитого англичанина Дэнни Бойла ("На игле", "Пляж") поставлен по книге “Вопрос-ответ” индийца Сварупа Викаса. сюжет представляет собой гибрид драмы в духе неореализма, классической индийской мелодрамы, Диккенса и телегры "Кто хочет стать миллионером?" (злой ведущий с явным удовольствием озвучен Дибровым).
18-летнего бомбейца Джамаля Малика, дошедшего до полуфинала в этой викторине, допрашивают в полицейском участке - откуда сирота, выросший на помойках и работающий разносчиком чая в телефонной компании знает ответы на сложные вопросы?
после непродолжительного битья и пыток полицейским офицером он рассказывает ему историю всей своей жизни. ответ на каждый вопрос Джамаль узнал во время своих скитаний по стране со своим братом Салимом и бродяжкой Латикой.
первая половина фильма представляет собой отличный образчик, снятой репортажными приемами, докудрамы из жизни бомбейских низов. тотальная нищета, антисанитария, погромы мусульман, бандиты, калечащие детей и превращающие их в попрошаек. фильм снят в настоящих трущобах цифровыми камерами и вся неприглядная изнанка жизни индийцев в несколько клиповой манере развёрнута на экране с самыми яркими цветами и максимально обшарпанными фактурами.
конечно, Бойл не приминул сделать реверанс в сторону своих старых работ, в частности он цитирует легендарное ныряние в унитаз из "На игле". но через некоторое время приключенческий сюжет о путешествии маленьких индийцев в жестоком взрослом мире перерастает в традиционное для индийского кино противостояние между двумя братьями и любовный треугольник. темпа добавляют вставки из телешоу и постепенно исчезающее недоверие допрашивающего Джамаля офицера.
к сожалению, вместо ожидаемого жестокого реализма, оформленного в стилистике VH1, Бойл снял лирическую мелодраму с хэппи-эндом, иронией, трюками и этнографическим музыкальным номером на титрах. вторая половина фильма - пряная сказка про любовь, деньги, смерть и перемены в индийском обществе. в сюжете начинает явно проявляться режиссерский волюнтаризм вроде внезапно появляющегося пистолета. но если вы способны проникнуться романтизмом и любите счастье сквозь горькие слезы - то Бойл снял идеальное кино для вас. после него хорошо пойти с подругой куда-нибудь в кафе и за порцией фисташкового мороженого наблюдать грязь, слякоть и озябших прохожих сквозь стекла витрин.
"Миллионер из трущоб" прекрасный пример и глобализации в киноиндустрии, и хорошего коммерческого чутья, замешанного на европейской идее гуманизма. фильм, едва не выпущенный на dvd из-за проблем у прокатчика, неожиданно был подхвачен дистрибьюцией инди-подразделения XX век Фокс - и вот, пожалуйста, фаворит критиков и "Оскара". хэппи-энды бывают не только в кино.
подробности:
http://peterburg2.ru/events/17659.html