"Дикое поле" (2008) М. Калатозишвили очередной российский фильм с главным героем врачом. синопсис картины сообщает о молодом специалисте приехавшем в казахскую степь в неспокойные 90-е. на деле мы видим давно обжившегося в степных условиях обветренного и загорелого мужчину больше напоминающего ссыльного. у него нет никаких внутренних противоречий с окружающей его действительностью - пьющим милиционером, пьющими скотоводами и ободранными бандитами. с философским спокойствием воспринимает он их запои, несчастные случаи и огнестрелы. корову привели - вылечит и корову.
Митя - человек большой внутренней силы, непьющий и даже считающийся по местным меркам завидным женихом - местная раскосая красавица домогается его сама. но у Мити в цивилизованных краях есть невеста и она приезжает к нему на короткое время. именно после её отъезда нам становится ясно, что эту степь Митя и считает для себя наилучшими условиями для проживания.
то есть перед нами в чем-то, говоря по современному, дауншифтер, но на деле такой андеграундный персонаж типа героя Цоя в фильме "Игла". "Дикое поле" показался мне продолжающим эстетику некоторых фильмов 90-х ("Лимита", "Дюба-дюба" - также по сценарию Луцика и Саморядова), в которых на первое место ставилась моральная позиция героя. жизеннную позицию Мити можно к примеру охарактеризовать какой-нибудь строчкой из песен русского рока - "Я нашел здесь руду, я нашел здесь любовь, Я пытаюсь забыть, забываю и вновь Вспоминаю собаку, она, как звезда, Ну и пусть...".
сомнения не мучают Митю, как, к примеру, врача Малянова из "Дней затмения" (1988) Сокурова. смотрит он на окружающий мир спокойным и ровным взглядом и главное для него, чтобы были медицинские препараты в достаточном количестве. так смотрят на мир герои Платонова и Домбровского.
к сожалению и сам сценарий, и режиссура фильма не блещут особыми откровениями. словно бусины на нитку, одна за одной нанизываются на сюжет сцены посещения доктора больными. показ степной жизни тяготеет скорее к этнографической экзотике, чем к атмосферности и образности. операторская работа - ну не Нестор Альмендрос ("Дни жатвы") и не Сергей Юриздицкий ("Дни затмения"), степные виды никак не демонстрируют художественное мышление оператора. актеры как говорится "не дали выпуклых образов", хотя и провалов в их игре тоже не видно.
"Дикое поле", не смотря на потенциальное обаяние сюжета и героев, получилось безликим и монотонным словно эта самая степь под Митиными ногами. тут как мне кажется и зарыта основная проблема российского кино - отсутствие харизматичной, изобретательной режиссуры и достаточность для критиков внятно прочитываемого мессиджа вместо нового, свежего слова.
премия российской кинокритики за лучший фильм года.