"Все умрут, а я останусь" (2008) В. Г. Германики

Oct 25, 2008 09:27



предположение, что школьная дискотека занимает центральное место в системе мира каждой российской школьницы привело двух мужчин-сценаристов к образу дискотеки как обряду инициации из мира детства в мир юности. начинающийся с вансентовского прохода завуча по школьному коридору и глубоко символичной сцены похорон кота "Все умрут, а я останусь" Гай Германики рассказывает о трех подружках с нетерпением ожидающих эту самую дискотеку. школьниц играют уже достаточно половозрелые актрисы - поэтому можно быть уверенным, что они классно оттянулись на съёмках, вспоминая чудесные школьные годы и прикидываясь юными невинными созданиями.

основным же ходом в режиссуре является ещё одно предположение - всё происходит с героями фильма как будто в первый раз и вызывает преувеличенно эмоциональную реакцию. ссора с родителями, покупка леденцов, случайно проходивший мимо старшеклассник - в лучших традициях советского кино наивные героини переживают происходящее искренне, с широко раскрытыми глазами и неподдельным энтузиазмом. сцена поездки школьниц на трамвае должна выглядеть так: "ой, девочки, смотрите - трамвай! талон надо прокомпостировать? ой-ой. ха-ха, в талоне дырочки, дыыырочки, ха-ха."

конечно, наша интеллигенция вполне способна принять фильм Германики за высказывание правды-матки о российской жизни. смотрите - и алкоголь, и секс, и матом ругаются, и дерутся. да, да, вот такая тяжелая жизнь у наших школьниц, машут седыми головами наши культурные журналисты, вспоминающие как они напились на выпускном и что явилось для них откровением о возможностях их организмов. вот она честная отповедь жизни в проклятых спальных районах, наконец-то, смотрите. наша Ларри Кларк и Хармони Корин.

но на самом деле это не более чем стёбная молодёжная комедия непонятно с какими целями снятая приемами арт-хаусной псевдодокументалки. производители фильма получившие на руки довольно бойкий сценарий поступили как персонажи крыловской басни. продюссер раскручивает фестивальную карту. оператор (и хороший между прочим) свято верит, бедняга, что снимает нечто в духе братьев Дарденнов. режиссер считает, что раз "Догма" в моде и опыт документалиста за плечами, то надо чтоб всё было пожизненнее и с социальностью.

с ужасом представляешь, что было бы будь сейчас в моде стилистика Антониони. три школьницы идущие на дискотеку в стильном черно-белом видеоряде, с многозначительными паузами, планами пустых улиц микрорайонов и десятиминутным наблюдением за окурками плавающими в луже у школьного крыльца. и если уж снимать европейский арт-хаус, то явно не по сценарию тяготеющему к юношескому варианту "Быстрее, киска, убей, убей!" (1966) Расса Мейера и с такой же кичевостью в игре актеров и ситуациях.

на месте продюссера сделал бы следующие вещи - все излишне натуралистичные сцены из фильма нафиг, никакой камеры с плеча, любые намеки на избыточные документальные зарисовки в режиссуре - за борт, экшна и музыки побольше. получился бы роскошный коммерческий хит, оккупировавший все российские мультиплексы. сейчас же действие постоянно сбивается с ритма и провисает, а в сцены где одни персонажи прессингуют других не веришь. (старшекласницы злобные стервы, опять же повернутые на идее дискотеки, а родители выглядят совершенно феодального типа людьми без чувства юмора, достающими чад по полной. но эта такая дань перестроечной чернухе, вероятно).

есть же отличные примеры для подражения. арт-хаус из школьной жизни - "Дневник директора школы" Фрумина (1975) и "Слон" (2003) Ван Сента. нравоучительная комедия - "Под кайфом и в смятении" (1993) Линклейтера и "Курьер" (1986) Шахназарова. ну даже на "Бум" (1980) Пиното какой-нибудь и то лучше ориентироваться, чем снимать вот такие вот Големы. впрочем Германика не представляется мне авторским режиссером. движущейся силой фильма является некая ситуация, вокруг которой всё вертится, а не характеры и переживания героинь.

закончу на оптимистической ноте - у фильма свежая режиссура и отличная игра актеров. просто перед тем как запустить в фильм в производство надо определится с его видовой принадлежностью и соответственно с манерой подачи материала.

кино

Previous post Next post
Up