стакан полный лжи

Sep 20, 2008 12:53



в фильме "Юрьев день" (2008) Кирилла Серебернникова знаменитая оперная певица Любовь перед эмиграцией в Германию холодным зимним днём посещает свою давно покинутую родину - провинциальный город Юрьевск-Польский. вместе с ней приезжает её 21-летний сын, который загадочно исчезает во время экскурсии по местному Кремлю. режиссёр Серебренников и сценарист Арабов в трагикомедийном ключе подают историю поисков певицей своего сына, буквально растворившегося в нищей алкоголической провинции. экзальтированная московская дама, вечная вдова с заплаканными глазами, теряет свой московский лоск и апломб, максимально опрощается. теперь её миссия работать уборщицей в больничке для зеков-туберкулёзников и петь в церковном хоре.

ловко тасуя стереотипные образы российской провинции Серебренников добавляет туда эксцентрических красок. впрочем краски оттенка того же ужасного "интимного сурика", которым красят волосы женщины в этой местности - и поэтому находишься в затруднении, то ли смеяться, то ли плакать. анекдот про самоуверенную москвичку, ушедшую в народ, рассказывается неторопливым торжественным тоном и напоминает молебен. безусловна драма её как матери, однако к финалу она, забыв о сыне, находит себя в заботе о молодым уголовнике. а её природная натура расцветает на свежем морозном воздухе. интимные отношения с бывшим зеком, а теперь следователем - воскрешают в ней давно видимо забытые чисто женские переживания.

сердечная подруга-алкогоголичка, ватник, валенки, стакан самогонки и ведро для мытья захарканного кровью пола - такова замена оперным подмосткам, телетрансляциям, букетам и гонорарам. и вот уже голос профессиональной певицы присоединяется к тихим голосам провинциального хора.

мёртвая тишина российских просторов, густо смазанная авторами зэками, алгоголиками и провинциальным мороком до состояния "лубянка-стайл", пожирает эту вобщем-то недалёкую женщину, выплюнув вместо неё поломойку, ставшую кормилицей и строгой матерью, подыхающим туберкулёзым уголовникам. что впрочем должно расцениваться как нормальное возвращение к истокам. порывшись в темах "русской души" и "русской провинции" своими холёными пальцами Серебренников и Арабов выбрали наиболее крупную и подгнившую клюкву, которую и предлагают зрителю в качестве изысканного деликатеса, от души приправляя его узнаваемыми религиозными мотивами.

нет предела гражданскому мужеству и принципиальности авторов смело иронизирующих над пороками социальных низов. но запас своей критической картечи они направляют и на безусловно наихарактернейшего представителя высших слоёв российского общества - оперную приму. ведь кто как не они - певицы и алкоголики - ответственны за весь раздрай и распад обрисованный в фильме. не иначе как метафора бесполезного чистого искусства и глухоты к нему народа! ничего что фальшива и невероятна сама ситуация - представительница московского бомонда, даже не пытаясь привлечь своих влиятельных друзей, в шоке от пропажи (пока не гибели) сына деградирует за несколько дней. поскребите оперную певицу и столичного жителя - найдёте там уборщицу, отважно декларируют авторы.

вспоминается фильм Сокурова "Спаси и сохрани", по сценарию Юрия Арабова и мотивам "Госпожи Бовари" Флобера. мастерски обрисованный Сокуровым провинциальный городок с душноватой мещанской атмосферой. в ней доходит до нервного срыва и самоубийства не в меру романтичная, по детски наивная и несдержанная героиня. фильм действительно являлся срезом общественных отношений, поднимал вопросы и человеческой самореализации, и здоровой чувственности, свободы наконец. здесь же кругозор авторов не шире кухонного прохода в их столичных квартирах. жители Юрьева - обычные типажные марионетки, а не живые люди. актриса Раппопорт - безусловно выдающаяся актриса, можно часами любоваться на мощь эмоций, производимых её лицом, на разнообразие её пластики. но должна же за всем этим стоять настоящая роль, это же всё-таки не этюды и не видео-арт! да и сами жители глубинки больше напоминают зомби, пораженных неведомой болезнью персонажей фильма ужасов. они почему-то не состоянии даже ответить как называется протекающая через город река.

отмечу также полную несамостоятельность режиссуры Серебренникова. безусловно насмотренный человек он тащит откуда может. растянутое насадками изображение - из фильмов Сокурова. ползающих на коленях по снегу людей и колоритных уголовников из фильмов Германа. мечущуюся камеру в стиле "Догма". антониониевский макгаффин с исчезновением из "Приключения". но всё это не более чем бездумно примененные приёмы.

не смотря на активно подаваемый авторами срез российской действительности, претензии на психологию и многие верные детали - "Юрьев день" натуральная потёмкинская деревня, цирковое шоу. в блистательном фильме "Тема" Глеба Панфилова маститый советский писатель в кризисе приезжал в маленький заснеженный российский городок. неподдельный провинциальный асбсурд и простота его жителей выявляют пустоту и фальш этого певца советского режима. тоже самое происходит и с авторами "Юрьева дня".

однако ещё интереснее сравнить фильм с вероятным источников вдохновения Юрия Арабова - драмой Роберто Росселлини "Европа 51" (1952). состоятельная итальянка Ирена (Ингрид Бергман, бросившая ради Роберто Росселлини голливудскую карьеру) ссорится со своим малолетним сыном Микеле, капризами отвлекающими её от приема гостей. мальчик пытается покончить жизнь самоубийством. он бросается в лестничный пролет и через некоторое время умирает в больнице. под влиянием коммуниста Андреа Ирена находит себя в помощи римской бедноте. "Европа 51" широчайшая картина социального неравенства и беспросветной нищеты в послевоенной Италии. Ирена видит подлинные жизненные трагедии, механический труд в ужасных условиях, голодных детей, проституцию, болезни, человеческое отчаяние. как может она помогает им, постепенно забывая о своём горе. но встревоженный её поведением муж, типичный буржуа и эгоист, упекает жену в психиатрическую больницу.

Серебренников и Арабов подменяют показ подлинных человеческих историй и реальных социальных проблем некими метафизическими исканиями, шаржированными характерами и псевдорелигиозной мистикой. "Юрьев день" - позорный, переполненный плагиатом фильм и характерный образец конформизма в современном российском кино.

кино

Previous post Next post
Up