видели ночь, гуляли всю ночь до утра

Sep 03, 2008 13:26



"Целая ночь"/"Всю ночь"/"Toute une nuit" (1982) Шанталь Акерман удивительное кинематографической высказывание знаменитого бельгийского режиссера. Брюссель, около двадцати пар с вечера до раннего утра выясняют отношения между собой. посмотрел фильм только один раз и не могу сказать насколько их линии плотно переплетаются - всё-таки героев много (в фильме занято 75 актеров), а почти весь фильм темно.

с уверенностью можно констатировать, что всё что происходит между ними вариация на одну тему - есть ли подлинная страсть в отношениях между мужчиной и женщиной, и есть ли отношения вообще.
фильм без преувеличения гениальный. из тех - когда выходишь из кинотеатра, закуриваешь сигарету и оцепенело смотришь на улицу, идущих по ней людей и фонари на асфальте. после него стоит задаться вопросом - а что вообще показывают нам в кинотеатрах под видом фестивального кино. ладно скроенные по лекалам независимого фильма киноподелки с обязательным экзистенциальным кризисом, неврастенией и операторскими ухищрениями?
кадры от которых обалдеваешь - мужчина одиноко притулившийся между книжными полками и отражающей свет уличных фонарей дверью и слушающий музыку на проигрывателе.
вот пара встает из-за стола, мужчина резко берёт женщину за руку, они уходят, а на задетом ими столе синхронно опрокидываются два почти неначатых бокала с пивом.
жаркая летняя ночь сплетается с жаром сердец - и вот с вечера да утра, на улицах и в комнатах, пары, пары, пары ссорятся, мирятся, танцуют в призрачном ночном свете. диалогов почти нет - но стоит только произнести слово, как оно становится ощутимым на ощупь.
впечатляющая звуковая ткань фильма - музыка и шум доносится с улиц, издалека, так сквозь ночной сумрак проникают точно схваченная летняя ночная полифония и попсовые итальянские шлягеры.
каждая мизансцена - уникальный, карандашный набросок из силуэтов, теней, отблесков стёкол, подсвеченных шершавых стен и бордюров.
передвижения героев больше всего напоминают танец, но они вовсе не совершают некие па, просто ритм и пластика их тел настолько отточены и красивы - что и и другого слова не подберёшь.
"Целую ночь" можно назвать ночной танцевальной симфонией, насыщенной вспышками образов, чувств и напряженных лиц.
и когда наступает утро (а его ощущаешь уже просто физически, будто сам липкий от пота и недосыпа) Акерман, как мне кажется, уравнивает, эту ауру утренних улиц с той атмосферой, которую создаёт вокруг себя человек и за которую каждый из нас способен полюбить другого.

влияние этого фильма на современных кинематограф очень велико. несомненно под его воздействием находится Джармуш ("Таинственный поезд" и "Ночь на земле"), называвший его одним из своих любимых фильмов, Каурисмяки, Линклейтер, Клер Дэни. смотреть обязательно!

http://www.imdb.com/title/tt0084808/

кино

Previous post Next post
Up