"День гнева" (1943) Карла Теодора Дрейера

Aug 14, 2008 10:28



"День гнева" (1943) Карла Теодора Дрейера, снятый в оккупированной немцами Дании, переносит зрителя в атмосферу 17 века - охота на ведьм, жесткие церковные догматы, патриархат, пуританство. в основе пьеса Ханса Виерса-Йенсена «Анна, дочь Петера».
фильм начинается с охоты на пожилую женщину Марту Херлофс, которая действительно изготовляла зелье из трав собранных под виселицей. она скрывается от погони в доме старика-инквизитора Абсолона и его молодой жены Анны, чью мать Абсолон спас от костра.
не смотря на уговоры и шантаж Марты Абсолон с церковниками приговаривает Марту к сожжению. Марта проклинает инквизиторов и у Абсолона начинается депрессия. тем временем у Анны возникает роман с недавно вернувшимся сыном Абсолона Мартином. светлое романтическое увлечение вызывает в молодых людях подъём духа, впервые за долгие годы в доме слышен смех Анны, что вызывает неудовольствие суровой матери Абсолона.
Абсолона вызывают к умирающему инквизитору и когда он, угнетённый, в сильную непогоду возвращается домой Анна сообщает ему о связи с Мартином. Абсолон умирает от разрыва сердца.
Мартин начинает сомневаться в невиновности Анны, желала ли она смерти его отцу. около гроба Абсолона его мать обвиняет Анну в ведьмовстве. сидя у гроба невероятно напряжённая Анна признается в том, что она околдовала Мартина и убила Абсолона.
однако столь драматичный финал вовсе не означает, что Дрейер верил в ведьм. "День гнева" по сути гимн человеческой свободе, о том как можно изуродовать жизнь человека принуждением.
Абсолон никогда не задумывался любит ли его молодая жена. мать Абсолона ждала от невестки лишь покорности. залитые солнцем поля под высокими деревьями, где гуляют молодые возлюбленные, противопоставлены Дрейером подвалам инквизиции. а человеческая магия, личностное обаяние - букве закона и традиционного уклада. даже религия подаётся у Дрейера неоднозначно - пока Абсолон разговаривает с Богом, Анна цитирует Песнь песней: "Как яблоня среди лесных деревьев, Возлюбленный мой среди юношей."
да, в каком-то смысле Анна была ведьмой - она очаровала Мартина и излила своё раздражение на нелюбимого мужа. Дрейер следует в трактовке "охоты на ведьм" ряду исследователей, которые рассматривали этот социальный феномен с точки зрения психоанализа, как попытку сдержать женскую эмансипацию.
обычно отмечают замедленный ритм фильма. однако в нем очень высок градус саспенса, интрига держит зрителя за горло. фильм является интересной вариацией на тему романа Кейна "Почтальон всегда звонит дважды", убран лишь меркантильный подтекст в поступках героев. в лучших традициях немецкого экспрессионизма и фильмов-нуар проведена работа со светом. обстановка места действия и погодные условия как нельзя лучше подчёркивают суть конфликта. особо стоит отметить актрису сыгравшую пожилую ведьму.

кино

Previous post Next post
Up