выбери меня

Oct 09, 2007 11:24



"Король комедии" (1981) представляется очевидным самоповтором Скорсезе. Де Ниро изображает неудачника с не вполне вменяемым взглядом на мир. для достижения своей цели, выступления на телешоу, он решается на вооружённый захват заложника - знаменитого комика. похожий типаж Де Ниро уже сыграл в "Таксисте" (1976), где всё получилось гораздо глубже, жизненней.

"Король комедии" смотрится скорее как подготовка к одному из самых сильных фильмов Скорсезе - "После работы" (1985), основоположнику жанра "яппи в опасности". перемены в американском обществе времён президентства Рейгана потребовали новых героев. "яппи" стали точкой отсчёта с системе координат американского кино. в "Таксисте" герой Де Ниро не вписывался в общество как таковое, был антисоциальным, охваченным манией величия, поиском высокой миссии.

в "Короле комедии" его мистер Папкин является нерефлексирующим лузером, в состоянии зацикленности на карьере, желающим проявить свои способности на определённом поприще. как показывает его выступление - они у него есть. однако вместо того, чтобы идти стандартным путём, через выступления в маленьких клубах, он выбирает путь уголовно наказуемого марш-броска.

Скорсезе даёт очень мало интересных деталей из жизни своего героя и окружающего его мира. в центре сюжета внутренние переживания Папкина. его видения воплощены во вполне реальные сцены, с которыми начинаешь путать настоящее. в фильме им уделено слищком много экранного времени - в результате чего "Король комедии" выглядит скорее интригующим эскизом.

"американская мечта" и путь к ней показаны очень сюрно. американское общество 80-х это уютный, замкнутый мир людей и вещей, где не веют ветра безнадёжности и отчаяния. работа и карьера, полная заполненность ими жизни человека, даже сексуальность уходит на второй план. труд и самореализация изгнали из жизни ту пустоту, на которой строились фильмы 70-х годов. но при этом пока не появились детали, говорящие о проработке реальности в целом.

Скорсезе только подбирается к новому образу американского общества, нащупывает его. белые кроссовки с костюмом, нелепые усики - вот и все что запоминается от героя претендующего, чтобы положенные каждому 15 минут славы растянулись у него на всю жизнь.

в "Таксисте" концовка фильма выглядит рассчитанной и умной провокацией. в хэппи-энде "Короля комедии" угадывается финал "Прирождённых убийц" (1994) Стоуна. триумф в масс-медиа, карьера любой ценой. но только в "После работы" мы увидим и оборотную сторону - экзистенциальный тупик, механистичность, фроммовское "бегство от свободы".

"Королём комедии" Скорсезе заложил новую стилистику американского авторского кино - камерность вместо эпичности, общество как общество потребления и масс-медиа, ирония и культурологический анализ вместо драмы. "Синий бархат" (1986), "Мой личный штат Айдахо" (1991), "Большой Лебовски" (1998) и многие другие американские фильмы наследуют этому подходу.

кино

Previous post Next post
Up