Promised Land (2012) Гаса Ван Сента

Feb 19, 2013 13:03




Стив Батлер (Деймон) и Сью Томасон (Макдорманд), сотрудники энергетической компании Global Crosspower Solutions, приезжают в провинциальный городишко в Пенсильвании, чтобы быстро и недорого выкупить у местных жителей их участки под добычу сланцевого газа. Данная методика известна как фрекинг и в фильме "Газовая страна" ("Gasland") Джоша Фокса рассказывается о ее вредном воздействии на окружающую среду - в воду попадает масса примесей, что приводит к болезням человека и смерти скота, также отравляется воздух. Скотт и Сью, настоящие профи в своем деле, они маскируются под местных в манере одеваться (и им мягко советуют снять свежие ценники), показывают фото своих детей и имеют еще массу других приемов для наведения тошнотворно неформального общения, выдающего в них людей испорченных корпоративной культурой.
Местные жители оказываются вовсе не простодушными деревенщинами, а людьми прекрасно осознающими цену вопроса, они начинают потирать ручки в предвкушении сделки (сулящей образование в колледжах для детишек или новые авто), сотрудник администрации, немного потея от волнения, намекает на необходимость взятки и Стив мастерски ограничивает его аппетит 30 тысячами долларов.
Но после загула Стива в баре и его знакомства с симпатичной учительницей, корпоративная дрезина начинает съезжать с накатанных бизнес-рельсов. В спортивном зале школы, где идет собрание владельцев участков,внезапно заявляет о себе пожилой учитель физики (и других естественных наук), который предупреждает собравшихся о вреде фрекинга, оперируя ссылками найденными гуглом.
Стив и Сью в панике звонят в штаб-квартиру и оказывается, что учитель этот видный ученый, работавший на Boeing, а преподавательская деятельность для него общественная нагрузка. Ситуация ухудшается, когда в городе появляется пламенный экологический активист, показывающей фотографии собственной фермы со сдохшими коровами.
И все-таки перед нами не социальная драма на экологические темы, а представитель поджанра "яппи в опасности", процветавшего в 80-е годы и известного по таким фильмам как "После работы" (1985) и "Нечто дикое" (1986) - где туго спеленутый деловым костюмом офисный клерк, сталкивается с миром неформалов, выбравших бедность, честность и свободу, а не унылую золотую клетку. (Хотя я не сомневаюсь, что основной источник вдохновения сценариста Красински, фильм с практически идентичным сюжетом - "Местный герой" (1983) Форсайта.)
У Ван Сента главный герой, сам выходец из сельской местности, сталкивается с давно забытыми им житейскими радостями типа пейзажа с прудом и жизнью на ферме (пасторальные виды Пенсильвании снял оператор "Убежища" швед Линус Сандгрен). В борьбе за права корпорации Стив, прессингуемый как местными, так и нахальным активистом, начинает ощущать себя мудаком под 40, не способным ни какой мотивации кроме как "show me the money" - растерянный вид, неспортивная фигура, отсутствие блеска в глазах и вот уже девушка уходит из бара с конкурентом, а соседи по барной стойке вместо полемики бьют в табло. Как же этот приятный парень дошел до такой жизни, что выйдя за пределы офиса, он может только что бубнить заученные фразы из бизнес-пособий, а для прямого разговора с глазу на глаз он не находит слов?
Но Ван Сент делает фильм еще более многослойным - позиция учителя физики это не только моральная фронда, а и осознанный практический выбор, из его разговора со Стивом видно - он прекрасно осознает, что лишние деньги ему бы не помешали. Интереснейшим образом представлен и типаж экологического активиста Дастина (Красински) - вот он мастерски агитирует в баре, исполняя песню пролетарского рапсода Брюса Спрингстина, а затем оказывается, что и этот яркий вызов может быть имитируемым, неискренним. И через финальное решение Стива, стоящее ему потери социального статуса, Ван Сент показывает нам, что есть всамделишная борьба за право окрыто смотреть собеседнику в лицо, за обретение действительной свободы.
"Земле обетованной" не всегда хватает режиссерского драйва, не отточены и сценарные решения, но это фильм с роскошной психологической подкладкой, выводящий актуальные общественные проблемы и способы их решения в плоскость самых важных вопросов человеческой жизни.

кино

Previous post Next post
Up