Взломщик (1987) В. Огородникова

Jan 19, 2011 20:40




Фильм по сценарию Валерия Приемыхова должна была снять Динара Асанова (умерла в 1985 г.), но снял его дебютант Валерий Огородников. Премьера фильма прошла в конце апреля 1987 года, до ноябрьских событий и погромной статьи в газете "Смена" ("В гардеробе одевалось несколько людей. - С меня хватит, - усмехнулся в ответ на мой недоуменный вопрос рабочий Сергей Иванов", http://sovr.narod.ru/articles/87001.html).
Фильм вроде бы был не принят андерграундной тусовкой, а в прокате оказался на 15 месте, что очень неплохо для полнометражного дебюта с неизвестными актерами. Также "Взломщик" получил приз ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале в секции "Неделя критики". Не скажу что картина сделана идеальна, много мелкого технического брака - от операторской передержки экспозиции и обрубленных камерой лиц до ляпов озвучания и монтажа. Но фильм смотрится с огромным интересом.
Старший брат Костя (Кинчев), вокалист рок-группы, редко бывает дома, а работает непонятно где. Младший брат, школьник Семен, занимается духовой музыкой, но без особого желания, подражая старшему. Веселый отец-алкоголик, умершая год назад мать и коммунальная квартира в Ленинграде с недовольными пожилыми соседями.
Не смотря на все советские реалии (худсовет, милиция, винтящая панков, нищенские столовые) фильм прочитывается как типичное британское кино. А конкретно Кен Лоуч и его "Кес" (1969). Фильм вообще не воспринимается исключительно как слепок эпохи. Старшее поколение, простые советские граждане, так же как в фильме Лоуча на автомате блюдут устоявшиеся традиции. Огородников не просто задействует в фильме многочисленные питерские рок-группы. Вместе с репетициями духового оркестра, пробежками маленьких балерин, прослушиванием самодеятельных коллективов все они работают на главную тему фильма - отношение человека к жизни.
Отец Семена и Кости из-за смерти жены и слабохарактерности махнул на все рукой, хотя в отдельные моменты пытается соответствовать роли главы семьи. Пожилой руководитель духового оркестра просто вдалбливает детям навыки, ощущая таким образом свою важность и нужность. Любовница отца, посудомойка, несчастная женщина надеющаяся на простое семейное счастье, хотя бы какое-нибудь. Кинчев попал в роль просто идеально - нарциссический и агрессивный на сцене, в жизни он демонстрирует повадки дворовой шпаны и мимику проказливого щенка, делает большие глаза и умильно клонит голову на бок.
И, конечно, главный герой фильма Семен - простой советский мальчик из неблагополучной семьи, растрепанный, с серьезным лицом. Огородников делает героем именно среднестатистического мальчика, не вписывающегося в рок-тусовку, носящего обычную клетчатую рубашку. Ребенка, который уже многое понял про жизнь и уперто отстаивает свои сформировавшиеся принципы. Он скорее радуется активности и популярности старшего брата, чем сам желает вести такой же образ жизни. Алкоголизм отца вызывает у него сожаление, а в финале картины и отторжение.
Фактически Семен здесь единственный по настоящему взрослый человек, интуитивный в поиске настоящего, взламывающий код советской реальности не с идеологической точки зрения (как в фильме Снежкина), а с точки зрения семейных ценностей. Через них стоит прочитывать и бесприютную уличную жизнь манерных музыкантов, и панковский протест, и совершенно ничего из себя не представляющих подражателей с гитарами - точно также ничего не понимают они и в жизни, именно про них поет Кинчев как про молчащее поколение. Финальная песня про матушку, которая "возьмет ведро и молча принесет воды", пропетая высоким чистым девичьим голосом, блестяще завершает эту авторскую линию. Распад советского общества показан через нищету и автоматизм повседневной и личной жизни, поводы для радости в ней всегда редки и ничтожны.
В роли панка Хохмача - лауреат Госпремии СССР 1986 г., актер МДТ Петр Семак.


























кино

Previous post Next post
Up