"ЧП районного масштаба" (1988) С. Снежкина

Jan 16, 2011 22:38




1986 г. - Пятый съезд Союза кинематографистов СССР, встреча первого секретаря московского горкома Ельцина с Абуладзе по поводу выпуска в прокат его фильма "Покаяние", в Париже умирает Андрей Тарковский. 1987 г. - переизбраны директора крупнейших киностудий, "Тема" Панфилова получает "Золотого медведя" на МКФ в Западном Берлине, в прокате "Покаяние", "Взломщик", "Асса". 1988 г. - в феврале выходит "ЧП районного масштаба", в марте - "Маленькая Вера" и "Меня зовут Арлекино", в сентябре "Игла".
"ЧП районного масштаба" экранизация повести суперпопулярного автора журнала "Юность" Юрия Полякова. Критика с сарказмом отнеслась к фильму. Денис Горелов: "Сергей Снежкин документирует сладкую гадость разложения - тщетно рассчитывая на притягательность отталкивающего". Сергей Кудрявцев назвал картину: "...наспех осуществлённой под лозунгом перестройки и гласности, ради развенчания пороков прежней коммунистической системы".
Брежневский СССР, первый секретарь одного из ленинградских райкомов комсомола Шумилин (Бочкин) с коллегами принимает школьников в комсомол. Равнодушные лица ребят, зачастую нездоровые, все они плохо подстрижены и держаться неуверенно, некоторые кривят губы в иронической усмешке. Мало кто из них знает сколько орденов у Комсомола и какие права у комсомольца. Но и комсомольские лидеры, сидящие перед ними за длинным столом тоже не чувствуют торжественности момента, смотрят на часы и вздыхают от невразумительных ответов.
Далее следует знаменитая сцена комсомольской оргии в сауне, весьма и весьма целомудренная и бьющая даже не по общему имиджу комсомольца как передового представителя советской молодежи, а по его внутренней, карьеристской и приспособленческой сущности. Разгулявшиеся комсомольцы напоминают скорее подвыпивших представителей советской торговли, водочкой и танцами они провожают на повышение в горком Шумилина и просят не забывать старых друзей.
Под утро Шумилин возвращается домой где скандалит женой и проявив притворную нежность занимается с ней сексом, мысленно думая о её смерти - развод поставит крест на карьере партийного руководителя. Ото сна его пробуждает телефон, в райком забрались хулиганы, разбили бюст Ленина и украли комсомольское знамя, что в то время приравнивалось к потере знамени полка в войну. Шумилин понимает, что на его карьере можно ставить крест, и на путевках в Японию по линии "Спутника", и на продуктах из распределителя.
Безусловно "ЧП районного масштаба" не является чистой сатирой на комсомольские нравы. Это прежде всего драма главного героя фильма, с каждым шагом осознающего, что теряет в жизни абсолютно все. Диплом учителя истории светит ему в лучшем случае ссылкой в РОНО, что для такого альфа-самца и общественного лидера предвещает быструю деградацию на почве алкоголизма.
Сначала Шумилин пытается давить на милицию, чтобы она ускорила поиски и готовится к абсолютно фальшивому по духу слету, идеологическая машина показана в фильме на стадии отработки зомбирующих приемов, изнутри. Но после того как ему отказывает в помощи даже бывшая любовница, секретарь райкома, у Шумилина случается нервный срыв, он несет правду-матку про плохие условия работы и нищенское общежитие перед заводскими рабочими, насилует любовницу на кухонном столе и отправляется с ней в ресторан, где под песню про Распутина выходит на след похитителей. Погружение в пролетарский ад, вырисовывающийся в перспективе и пред самим Шумилиным, снято Снежкиным крайне эффектно и без надрыва - жуткая коммуналка, убитая жизнью мать-алкоголичка, смолящая папиросы, умирающая бабушка. И посреди всего это украшенное импортными сигаретными пачками и фотографиями рок-певцов висит знамя райкома комсомола.
Фактически Снежкина можно назвать продолжающим линию таких фильмов как "Конформист" (1970) Бертолуччи и "Месье Кляйн" (1976) Лоузи, фильмов о маленьком человеке, приспособленце, перемалываемом системой. Наиболее близок "ЧП районного масштаба" - "Конформист", где камера Стораро показывает маленького человека буквально, посреди гулких пустых пространств имперской архитектуры. Горелов совершенно несправедливо, для красного словца пишет о некой бурой пленке на которую снят фильм. Оператор Бурыкин прекрасно работает с цветом, что особенно хорошо проявилось в сцене в сауне - зеленые стены, белые простыни и распаренные от водки и пара лица, полные злобы, зависти и презрения друг другу. Великолепно организует Бурыкин и пространство в кадре, шикарна сцена в туалете, когда измочаленный партбоссом Шумилин смотрит в зеркало, а за его спиной вырисовывается неприятная, холодная пустота кафельных стен. Снежкин вообще удивительно чуток в этом фильме к человеческому лицу, изъеденному нищетой и показухой. А в финальной сцене беседы Шумилина с умудренным секретарем райкома Ковалевским, на лице последнего начинают просвечивать такой цинизм и безверие, до которого далеко даже мельвилевским гангстерам. Находка же с портретом члена Политбюро - это отдельные аплодисменты.
Снежкин снял один из лучших фильмов, разоблачающих фальшь идеологического оболванивания, за которой стоит элементарное желание присосаться к благам, отделится от стоящей в длинных очередях за коммунистическим счастьем массы. Идеально ложащаяся на подобную тему история комсомольского секретаря наполняет фильм мрачной иронией и неподдельной жизненностью, в конце концов от того, что герой Бочкина внешне нормальный харизматичный мужик - разложение системы выглядит не только совсем уж ужасающим, но и понятным.
































кино

Previous post Next post
Up