Дебют Кейзанна, поставленный по сценарию Жоржа Перека, адаптации его же романа. Радикальная французская экзистенциальная драма с одним молчаливым героем и голосом рассказчицы за кадром. Студент педагогического факультета бросает занятия, порывает связи с друзьями и погружается в полное одиночество на фоне парижских кварталов. Улицы чаще всего пустынны, зрителю предлагается наблюдать за бесцельными передвижениями героя на фоне оттенков серого - листвы, стен, брусчатки мостовой, набережных и лестниц. Комната-камера в мансарде, пасьянсы, унылые обеды в дешевых столовых тут скорее поданы как некое предположение - а что будет если выпасть из повседневных забот, утонуть в собственной единоличности и равнодушии к окружающей реальности. В каком-то смысле это даже не абстракция, а вычлененная из жизни каждого человека, имеющаяся в ней составляющая, а именно - житейская скука, вытекающая из индиферентности. Полнейшее безразличие к происходящему вокруг, отсутствие активной жизненной позиции, аутоэротизм - простейший путь к деградации.
Социум без сомнения не самое романтичное место, но именно его шум, суета, проблемность и сложность и не дает нам растворится в забвении собственного "я". "Человек, который спит" - фильм-эксперимент, образец сомнабулического эмбиента в кино. Он впитал многое из европейской и французской культуры - сюрреалистические образы Магритта и киноавангарда 20-х - 30-х годов, влияние таких фильмов как "День начинается" (1939) Карне, "В прошлом году в Мариенбаде" (1961) Рене, "Париж принадлежит нам" (1960) Риветта. 100% удачей он мне не показался, кинематографичность его тяготеет к простейшей документальности, текст слишком жестко довлеет на чередованием планов, задавая им смысл, извлекаемый не из их собственной самодостаточности, а из привносимой текстом поэтичности, его метафор. Не особо понравился, пусть и оправданный сюжетом, задранный контраст отдельных сцен, выглядящий нарочитым и слишком простым решением. Очень тревожащий фильм.