The Great Northfield Minnesota Raid / Великий налет на Нортфилд, Миннесота (1972) Ф. Кауфмана

Jan 09, 2011 12:20




История рокового налета банды Джесси Джеймса и братьев Янгер на крупнейший банк в Нортфилде, Миннесота 7 сентября 1876 года. Понятно, что вестерн снятый в 70-е с большей вероятностью окажется ревизионистским, т.е. разбирающимся с киномифологией и образами старого доброго Дикого Запада. Кауфман тут можно сказать бьет все рекорды. Фильм начинается с того что Джесси Джеймс (Дюваль) с братом сидят в дощатом сортире, а Коул Янгер развалился на лавке и бахвалится перед местными жителями своим кожаным пуленепробиваемым жилетом.

В фильме есть все что знакомо по антивестернам и криминальным ретро-фильмам Пенна, Пекинпа, Олтмена, Милиуса - провинциальные рожи, допотопная одежда, грязные дороги, удалые шлюхи, отлично подобранное кантри на саундтреке, идиотские перестрелки, комичное линчевание. Комедийная струя сильна тут как нигде. Фильм натуральная эпопея поражений и Кауфман с неприкрытым цинизмом наслаждается нелепостью трагических по сути ситуаций. Гогочущая и хохмящая тусовка бандюганов-мужиков должна была получить амнистию и начать новую жизнь, но злобный сыщик Пинкертон подкупил законников и собирается получить дивиденды с захвата банды. Бандиты тоже не прочь поманипулировать общественным мнением, оставляя в народе славу Робинов Гудов - их жертвами становятся банки и железнодорожные магнаты. Нападение на банк в Нортфилде должно стать самым крупным их делом. Однако приехав на место бандиты узнают, что с финансами в банке туго и прикинувшись состоятельными скототорговцами вместе с банкиром проворачивают аферу по привлечению в банк наличности.

Кауфман интересуется самим налетом постольку поскольку. Главное в фильме шаржированное изображение американской ментальности, когда ради славы идут на всё. Высмеиваемым оказывается даже бейсбол - с нелепыми игроками и мячом попадающим в коровьи лепешки. Жадный банкир едва не теряет все активы, старушка, приютившая бандитов, безжалостно ими убита, ненавидящий янки Джесси Джеймс трусливо бросает подельников, а честный сотрудник банка получает пулю в лоб. Сыщик же Пинкертон с бессилием наблюдает как ополчение из местных жителей хвастается его потенциальными трофеями. Но 15 минут славы достаются Колу Янгеру, когда его раненого везут в клетке через город - толпа восторженно приветствует бандита, показавшего себя несломленным.

Еще одна сюжетная линия связана с наступающим веком механизации. Янгер читает журналы по популярной механике, мощные локомотивы рассекают пространство прерий и всадники пользуются их услугами, а ограбление срывается из-за сложного замка. Конечно, все эти механизмы громоздки и нелепы, но эпоха грубой физической силы уже отжила себя и поражение легендарных бандитов ставит в её истории жирную точку. Думается, что и жанр антивестерна ставил такую точку на американском вторжении во Вьетнам, пацифистское сознание молодежи тех лет требовало развенчания не столько мифов Дикого Запада, сколько пестуемого ими культа оружия и силы. В фильме прекрасные натурные съемки, живая камера и тонкое чувство природного - от женских лиц до дождливой погоды. Восхищение прицельной стрельбой и чеканными скулами Кауфман оставил за бортом этой великолепной киноленты.


























кино

Previous post Next post
Up