Трехсерийный британский фильм, сосредоточенный на двух темах - произвол и коррумпированность полиции, поиски маньяка-убийцы. Из звезд я опознал только Шона Бина и Шона Харисса (Ян Кертис в фильме Уинтерботтома), но кинокритики из "Афиши" говорят, что там есть ещё. Серии названы по годам, в которые происходит действие - 1974, 1980, 1983. В основе сериала четыре романа Дейвида Писа «Red Riding Quartet», пропущен или плавно перетек в другие серии 1977 год.
1974 год, 1-я серия.
Молодой журналист Эдди Данфорд возвращается в родной город в Йоркшире, где происходит исчезновение и зверское убийство маленькой девочки. Он хватается за горячую тему, сулящую неплохие дивиденды и в отличии от полиции считает, что действует серийный маньяк. Друг Эдди, Барри Гэннон, тем времен расследует местную коррупцию и гибнет. Далее последуют угрозы от полиции не совать свой нос, с побоями, переломами, запугиваниями и пытками. Всплывает местный бизнесмен с хорошими данными по линии физических расправ, собирающийся строить торговый центр на месте, где обитает цыганский табор. А также следователи, избивающие подходящих на роль убийцы кандидатур. Помимо лихо закрученного сюжета фильм необычайно стильный и атмосферный, выглядит как настоящее кино. 1974 год с бакенбардами, клубами табачного дыма абсолютно везде, клешами смотрится прямо даже не ретро, а натуральным репортажем из прошлого. Герои много пьют и вступают в сексуальные связи. Север Британии предоставил также пасмурные улицы и промозглые окрестные пейзажи, что добавляет криминальной интриге еще большую нервозность и отсутствие надежды на счастливый конец. Молодой журналист показан как рисковый романтик, ведущий расследование дон-кихотовскими методами. Естественно злые усатые деревенские парни из полиции уделывают его подчистую.
1980 год, 2-я серия.
В этой серии ловят Йоркширкского потрошителя, убивающего проституток. Местная полиции, со своими коррумпированными мозгами прохлопала уже 13 трупов. Поэтому создается полицейская спецбригада, во главе с манчестерским инспектором Питером Хантером (Пэдди Консидайн), напомнившим мне молодого Олега Борисова. Но местная полиция и приезжие сыщики заняты также выяснением отношений друг с другом, йоркширские полисмены не без оснований подозревают, что выведут на чистую воду и их. Дополнительно Хантер разбирается с чувствами к своей подчиненной. Промозглая погода, откровенное хамство местных копов, по манере общаться - натуральных бандитов, психологические проблемы следователей - всё вместе дает некий эдмакбейновский взгляд на работу сыщиков. Отдельно стоит отметить кастинг - все персонажи фильма обладают удивительно заурядной внешностью и можно даже сказать некрасивы. Серия снята прямо в эстетике Лоуча и Ли, её главные герои обладают цельными характерами и несчастливыми судьбами, что и делает их близкими зрителю, и запоминающимися. Маньяк пойман, но хэппи-энда все равно не будет.
1983 год. 3-я серия.
В Йоркшире совершено новое убийство маленькой девочки и расследовать его будут сами местные копы, по уши погрязшие в криминале и выглядящие натуральной мафией. Естественно, что основная их цель не вычислить убийцу, а повесить на кого-то жертву, которая непонятно мертва ли уже. Серия смотрится за счет бухающего толстяка-адвоката обвиняемых (- Ты просто отвратителен! - Зато у меня золотое сердце), линии с медиумом и полицейским с проснувшейся совестью представляются несколько нереалистичными. Много пыток подозреваемых, в том числе по оруэлловской методике - крысой. Эта серия больше не о коррупции, а о неуловимом маньяке в духе "Молчания ягнят" и "Семь". Вычисляя кандидатуру маньяка можно легко сломать мозги.
В целом же сериал не обвинении системы или времени в духе "Груза 200", как написали те же афишевцы. Это нормальный прагматичный взгляд без лишних завываний на неработающую часть государственного механизма - полицию. Преступления и коррупция впрямую не касающиеся граждан начинают выходить им боком, когда предполагаемый защитный механизм дает сбой, а весь его профессионализм ограничен применением физической силы. Полицейские показаны не как инфернальное зло, душащее свободу слова, а как тупые костоломы, убирающие ненужных свидетелей и неспособные к качественной оперативно-розыскной деятельности.
Любителям смотреть сериалы в оригинале сообщу, что многие реплики не будут понятны из-за сильного местного акцента.
Все серии поставили разные режиссеры - Джулиан Джерральд, Джеймс Марш и Ананд Такер. 1-я серия снята на 16-мм кинопленку, 2-я - на 35-мм кинопленку, 3-я на цифровую камеру Red One.
http://en.wikipedia.org/wiki/Red_Riding