Рассвет мертвецов / Dawn of the Dead (1978) Дж. Э. Ромеро

Nov 04, 2010 16:52




Абсолютный шедевр от изобретателя жанра зомби-хоррор Джорджа Э. Ромеро. Именно во время съемок этого фильма у Ромеро родился термин "сплэттер" - для поджанра фильмов ужасов, где все экранное время занимают реки крови и разлетающиеся в стороны части человеческих тел и внутренностей.
К фильму также хорошо подойдет термин - пред-апокалиптика. Эпидемия "зомби" еще только-только захватывает Америку, устоявшиеся социальные связи еще функционируют - работает телевидение, отряды спецназа и добровольцев зачищают местность от живых мертвецов. Но тем горше ощущать, что пусть проблемный, но уютный мир летит в тартарары. В фильме фактически используются только три локации - телестудия, многоквартирный дом и супермаркет. То есть все те места, где чаще всего бывает (или видит) среднестатистический обыватель. И где упадок и разрушение ощущаются болезненнее всего.
Двое спецназовцев - негр Питер и белый Роджер решают бежать от хаоса на вертолете вместе с тележурналисткой Франсин и её бойфрендом Стивеном. Ромеро выбирает на амплуа героев выраженных носителей основных человеческих темпераментов и эта четверка, которая будет присутствовать на экране большую часть фильма, получилась и жизненной, и прекрасно отображающей текущий социальный расклад. Пожалуй все 70-е - с их нервозность, свободолюбием и какой-то неприкаянной утонченностью - получают в фильме один из самых запоминающих образов.
Вертолет беглецов приземляется на крышу супермаркета, где и происходит основное действие. Очистив его от зомби, герои баррикадируются в нем и начинают пользоваться свалившимися на них материальными благами - икрой, дубленками, мехами. Но как критика общества потребления фильм хитрее, чем может показаться. "Рассвет мертвецов" подходит к материальному миру, а затем и к самому факту существования человека, совсем не с марксистских позиций. Ностальгия по утраченному общественному порядку и его производным здесь сродни увлеченному перебиранию реликвий в бабушкином сундуке. Одежда, банки с консервами, украшения словно в рассказах По или Брэдберри становятся напоминаниями об утраченном рае. Рае безусловно не потребительском - повседневная жизнь в фильме Ромеро за счет надвигающегося глобального краха вновь обретает свои полные бытового обаяния черты. "Рассвет мертвецов" - прекрасный побег замученного экономическими и политическими кризисами зрителя 70-х, возвращение к той точке отсчёта, где незамутненную лирику реальности заменили рутина и хаос повседневности. Отойдя от политического подтекста своего дебюта Ромеро ухватил самую суть проблем десятилетия, критик уступил место романтику и поэту.






кино

Previous post Next post
Up