Падший ангел / Fallen Angel (1945) О. Премингера

Oct 10, 2010 13:29




Австрийский еврей Премингер эмигрировал в США за 3 года до аншлюса, а Голливуде ругался с продюсерами и с блеском играл нацистов. Как режиссер является мэтром криминального жанра. Модернизировал мюзикл, брался за сложные темы - наркомания, религия, политика. Детективная, но совсем без искры классика "Лаура" (1944) - один из фильмов с героем-геем, догадаться о его сексуальной ориентации сложновато, мало ли какие престарелые дядюшки опекают красивых рекламщиц. "Анатомия убийства" (1959) тоже никакой не нуар, а очень ядовитый, феминистский судебный фарс про уголовный процесс по делу об изнасиловании и убийстве. Отличные Стюарт в роли хитрого адвоката и Бен Газзара, исполнивший туповатого мужа-солдата. Ли Ремик обжигает откровенной и наивной сексуальностью. Психо-нуар "Ангельское личико" (1952) прямой предшественник "Жюля и Джима" (1962) Трюффо. Митчум в роли больничного санитара с амбициями, но фильм не выходит дальше нравоучительной истории об американской семье, ячейке общества.
"Падший ангел", №4 в списке лучших фильмов режиссера на karagarga.net, мне понравился больше всех. Неудачливого пресс-агента Эрика Стентона (Дана Эндрюс) из Нью-Йорка с долларом в кармане высаживают из междугороднего автобуса в 150 милях от Сан-Франциско. Он западает на наглую буфетчицу Стеллу из карликовой пивной и решает выманить деньги у дочери покойного мэра Джун, живущей с сестрой и играющей Брамса и Баха в местной церкви.
Эндрюс великолепен в роли обаятельного прощелыги. Свой самоуверенностью и наглой ухмылкой он буквально парализует любое противодействие и за неделю добивается руки овечки Джун. Но все мысли его только о Стелле и в первую брачную ночь он бежит к Стелле, где впервые получает настоящий от ворот поворот. Далее идёт поверхностно решенная криминальная интрига с убийством и возвращение блудного барашка в лоно протестантской семьи.
Но первый час фильма это совершенно джекониколсоновский бенефис Эндрюса. Думаю Николсон этот фильм просто как личную актерскую Библию рассматривал. Подобная реалистичная, полная тонких психологических штрихов манера игры массово проявится в американском кино только в 70-е.
Стентон представляет собой одного из центральных героев американской культуры - бродягу, перекати-поле и - типичного героя нуара. Премингер, конечно, не стал избегать морализаторства, это было просто невозможно в то время. Но как он всё обставляет просто уникально, Скорсезе таких режиссеров называл контрабандистами.
Все герои двойственны в своих жизненных позициях и за счет этого объемны. Стентон и неудачник, и пробивной парень. Джун - тихоня, способная на решительные поступки. Стелла - распутная циничная деваха, но она же и наивна и хочет нормально выйти замуж. Владелец закусочный и размазня, и склонен к искренним сантиментам, и к героическому надрыву. Стентон же на всех персонажей отбрасывает густую тень своей обаятельной порочности и неподдельной неприкаянности. Все красивые и по-детски неумелые обороты речей Джун берутся им либо в кавычки, либо рассматриваются не как банальщина, а на полном серьезе и в результате достигается впечатляющий эффект неореалистического приближения к житейским реалиям. К вечным истинам, затасканным и облеченным в штампованные формулировки, но всё-таки к тем истинам, от понимания которых зависят человеческие судьбы.
Премингер совершенно не по-голливудски обыгрывает типичное противостояние порока и добродетели. Добродетель начинает ценить мартини и сосиски, поджаренные на костре. А порок вдруг чувствует и приближающийся возраст и отсутствие почвы под ногами. Даже неприятная сестра Джун проявляет и женскую солидарность, и умение разбираться в людях. Премингер ведет свой рассказ почти не опускаясь до слащавых ноток, нуар в его исполнении становится историей из жизни простых американцев.


кино

Previous post Next post
Up