Потерянный уикэнд / The Lost Weekend (1945) Б. Уайлдера

Aug 15, 2010 22:14




Один из самых занудных фильмов Уайлдера, интересный лишь отдельными сценами. Полное отсутствие отрицательных персонажей. За образ Америки как социального рая фильм заслуженно отхватил 4 главных "Оскара". С успехом мог бы называться и "Потерянный Рош Ха-Шана", так как алкоголический уикенд героя Рея Милланда пришелся на еврейский Новый год, хорошая шутка мистер Вильдер.
Поставлен фильм по полу-автобиографическому роману Чарлза Джексона и должно быть сильно отличается не только от жизни Джексона, но и от им написанного. Джексон был редактором провинциальных газет и внештатным сценаристом на радио. К алкоголизму его привел туберкулез. В сценарии также убрали историю с обвинением главного героя в гомосексуализме.
Дон Бирнам описывается в фильме как амбициозный вундеркинд, бросивший колледж после того как влиятельнейший литературный журнал The Atlantic Monthly напечатал его рассказ, который затем перепечатал Reader's Digest. Ничего больше он не написал и нигде больше не работал. С 19 лет до возраста Христа он сидел на шее у брата, который обеспечивал его нужды, давал 50 центов на сигареты и покупал билеты в оперу. Удивительным образом исполняет его элегантный и подтянутый красавец-кинозвезда. Ни знакомых алкашей, ни проблем со здоровьем и законом у героя нет. Где стабильно берет деньги на выпивку тоже не ясно. В опере он знакомится с ангельской девушкой-редактором, с которой за 5 лет знакомства видимо не спал, по ресторанам не ходил и разговоров о работе не вёл.
Фактически в фильме фальшиво абсолютно все, пока у Бирнама на середине фильма не начинается запой. Вот когда он крадет в кабаке деньги из сумочки соседки, чтобы оплатить счет, на его лице поступает сладострастное выражение и он становится похож на живого человека. Далее герой реально уходит в полный штопор с беготней по ломбардам, попаданием в ЛТП, галлюцинациями и халявным забором виски в винной лавке, куда вторгается в краденом пальто накинутом на больничный халат. И, наконец, пытается застрелиться. Небритый, грязный, потный Милланд лучшее, что есть в фильме. К несчастью его девушка произносит пламенный монолог на тему "ты должен про всё это написать!" и герой тушит сигарету в недопитом бокале виски.
Но думаю фильм ещё вполне возможно спасти - перемонтировать, сократив его где-то на треть, переозвучить некоторые реплики и получить отличный нуар с финальным выстрелом на титре The End. То, что фильм обычно классифицируется как нуар, вовсе не заблуждение. Бирнам как и положено герою нуара проходит все круги ада вплоть до самых клаустрофобических глубин. Водоворот самых темных событий, являющихся производным его шаткого разума ведет героя к смерти. Кошмар случившийся с ним от высокомерного несоответствия стандартам жизни американского обывателя - и вот уже сверчок упал со своего шестка и в отчаянии барахтается, и даже решает утонуть. То, что все остальные умильно улыбающиеся персонажи фильма скорее напоминают зомбированную массовку из "Вторжения похитителей тел", представляя собой абсолютно счастливых муравьев, к сожалению, вовсе не сатира, а традиции голливудских студий в шаблонном отображении реалий повседневной жизни.
Но всё-таки Уайлдер привнес в кино определенный подход в изображении кульминации личностного кризиса человека. Когда буквально за пару дней перед нами проходит вся его жизнь и анализируется социальный и моральный облик героя. По такому же принципу строятся наиболее близкие к "Потерянному уикенду" фильмы "В год 13 лун" Фассбиндера и "Последние дни" Ван Сента. Думаю, что влияние "Потерянного уикенда" на кинокультуру хотя бы в этом несомненно. Слабый, изворотливый, потерянный, заносчивый, харизматичный Дон Бирнам является архетипом для многих киногероев. Показ подлинного отношения общества к подобным людям, их реальной жизни делает кинематограф по-настоящему человечным.

кино

Previous post Next post
Up