Пол Кронин "Знакомьтесь - Вернер Херцог"

May 06, 2010 00:06




Честно говоря не ожидал, что эта книга интервью окажется настолько мощной. Я никогда не был поклонником Херцога, стоящего особняком от моих кумиров - Фассбиндера, Вендерса, Зиберберга. Фильмы его я знал, они вызывали уважение, но как-то без фанатизма. И для меня, человека с левыми взглядами, этот сборник рассказал о Херцоге, западной культуре и её системе ценностей нечто совершенно другое, чем великолепнейшие сборники интервью с Линчем и фон Триером от издательства "Азбука". Точнее рассказал об одном ее аспекте. Дело тут, конечно, в личности самого Херцога, который всей своей кинокарьерой доказывал, что можно не вписываться ни в актуальные политические направления, ни в стандартные схемы продюсирования. Однако, чтобы стоять Херцог все равно должен был держаться корней. Мелвилл, Конрад, Лондон, Моэм - вот те кто, как мне кажется, заложил традиции продолжаемые Вернером Херцогом. Так же как и в романах этих писателей, мир в фильмах Херцога делится не на различные противоборствующие общественные течения - левых и правых, романтиков и нигилистов. Все гораздо глобальнее - есть Человек, и есть Природа. Общество же выглядит удушающей и калечащей структурой, наподобие металлического намордника. И это абсолютно другой ракурс, полный максимализма в подходе и к истории, и к современности. Словно отважный путешественник XIX века Херцог отдаляется от своих урбанизированных и политизированных коллег-режиссеров и уходит в пустыню, в джунгли, к самому жерлу кипящего вулкана, на дно океана. В другие времена, к диким племенам. Понятно его презрение к тем, кто придя в киноиндустрию ноет и опускает руки. Продюсировавший свои фильмы с 19-летнего возраста, Херцог рассказывает, как он начинал "Фитцкарральдо", когда об источниках финансирования было неизвестно почти ничего. Как он и его оператор рисковали жизнью в неспокойных африканских странах. О своем истеричном друге Клаусе Кински, которого чуть не убили обозленные индейцы на съемках "Агирре, гнев божий". Во всем этом проявляются черты немецкого характера - от безудержного романтизма, двигавшего Херцого в самые неизведанные глубины, до обстоятельности и стойкости, позволивших на момент выхода книги снять одиннадцать игровых и тридцать четыре документальных фильма, поставить более дюжины опер в Европе и Америке.
Херцог сам по себе пример настоящего триумфа воли и десятилетий борьбы с общественными стереотипами. Но не путем безумных приказов - а мастерством умелого ремесленника, вдумчивого исследователя и вдохновенного творца. Эта книга действительно знакомит нас Вернером Херцогом! Увлекательнейшее чтение!
К минусам издания отнесу отсутствие именного и предметного указателей.

кино

Previous post Next post
Up