"Албанец" в Германии, или Судьба нелегала

Aug 06, 2011 18:10





Подчинившись закону предков и судьбе, из огня да в полымя попал "добрый
молодец" из албанской деревни. Судя по коллекции фестивальных трофеев,
дебют документалиста Йоханеса Набера в игровом кино можно считать
удачным.

Подробней читать и смотреть ТУТ

Прошлым летом на
международном кинофестивале в Москве, где состоялась мировая премьера
"Албанца" (Der Albaner) немецкого документалиста Йоханеса Набера
(Johannes Naber), жюри во главе с Люком Бессоном присудило фильму сразу
два "Серебряных Георгия": приз жюри и приз за лучшее исполнение мужской
роли. В Приштине, где фильм совместного германско-албанского
производства впервые увидели албанские зрители, ему достались две
"Золотые богини", причем в тех же категориях, что и в Москве.

Затем
последовали двойная победа на кинофестивале в Женеве, "похвальное
упоминание" на кинофестивале в норвежском Бергене, и, наконец, на
кинофестивале в немецком Саарбрюккене фильм получил престижную премию
имени Макса Офюльса (Max Ophüls), которая в Германии считается чем-то
вроде путевки в большую киноэкранную жизнь. В Албании драма о судьбе
нелегального гастарбайтера уже выбилась в число лидеров по кассовым
сборам. Теперь фильм выходит в кинопрокат Германии, где у него тоже есть
неплохие шансы оказаться замеченным в нише авторского кино.



На обочине жизни

На обочине дороги в горах сидят небритые усталые мужчины. Запыленные
странники ждут знака от облаченных в униформу и облеченных властью
людей. Пограничники машут рукой, мужчины вскакивают, идут к КПП,
предъявляют бумаги. Камера находит в толпе главного героя - молодого
парня с мужественным профилем и мечтательным взглядом из-под пышных
ресниц. Со страхом смотрит он, как в стороне под тяжелым сапогом
пограничника корчится неудачник, не сумевший нелегально проскочить через
кордон.

Первое предостережение, посланное судьбой, Арбен
оставляет без внимания. Парень и не помышляет о нелегальных лазейках.
Рабский труд на греческих новостройках много денег не приносит, но
рисковать опасно. Греция, хоть и банкрот, для албанцев все же страна
обетованная, позволяющая сводить концы с концами в родных горах.
Поработал с месяц на чужбине - и обратно в Албанию, где жизнь суровая,
но честная. Так бы и шло все своим чередом, если бы не патриархальное
самодурство родины. В албанских селениях честь дороже жизни, мужское
слово на вес золота, а невеста - доходный товар.

Невеста за долги




Вернувшись
из очередной "командировки", Арбен первым делом мчится к невесте.
Тайная встреча за амбаром разыграна со страстью, достойной Шекспира, но
над албанскими Ромео и Джульеттой уже простерлась рука немилосердного
рока. Девушку пообещали замуж другому в обмен на уплату отцовских
долгов. Планы испортил внебрачный ребенок. Арбен клянется раздобыть 10
тысяч евро и вернуться за обесчещенной им невестой в срок. Эмансипация,
сексуальная революция, самоопределение, юношеский бунт - все это пустые
слова в албанских горах. Вместо того чтобы бежать с любимой за тридевять
земель, Арбен идет на заработки. В Германию, пешком.

На немецком дне





Германии есть работа и деньги", - говорили ему опытные горцы. Но страна
кисельных берегов холодно встретила чужака, самовольно явившегося на
заработки без языка, денег и документов. Земляк устроил мыть туалеты, но
трех евро в час мало. Тут появляется Златко - нелегал из бывшей
Югославии, которого играет Иван Шведов. Малоизвестный в России актер в
западном кино регулярно исполняет роль восточноевропейских маргиналов.

Новый
друг затягивает албанца на криминальное дно, где их обоих вербуют на
роль проводников "живого товара" на германо-польской границе. Работа
спорится, стопка денег в заначке растет, но черствеет душа в бандитских
разборках, и однажды всеми преданный албанец хладнокровно бьет наотмашь.
Домой он возвращается на "Мерседесе", в костюме, при деньгах. Увы,
слишком поздно.

Обреченный на поражение

Влюбился,
отчаялся, скатился в преступный мир. В фильме "Албанец" все просто, но
не до банальности. В заданных режиссером обстоятельствах герою не
остается иного выбора, кроме как проиграть, до последнего цепляясь за
надежду. Наивный парень из бедной Албании, олицетворение нравственности,
неправильно расставил приоритеты и дорого заплатил за превратно понятую
честь и бездумное соблюдение традиций. Великолепный албанский актер Ник
Джелилай мастерски воплощает на экране метаморфозу "доброго молодца" в
живого мертвеца.



Менее естественно выглядит контраст между природой Албании, где даже
камни дышат с экрана, и утрированной промозглостью немецких городов.
Йоханес Набер - опытный
документалист. Восемь лет он собирал материал и писал сценарий для
"Албанца". Так что, есть доля истины в его иммигрантской драме?

Из
достоверных источников, говорит режиссер, известно, что сегодня в
Германии более одного миллиона человек живут на нелегальном положении.
"Нелегал не захочет светиться", - говорит Набер. Поэтому документалист
снял игровой фильм. Немного скомканной получилась концовка. Видимо,
потому, что главное сказано уже в первых кадрах, где потные, усталые и
небритые люди сидят в пыли. Их одиссее не будет конца, пока на земле
остаются границы.

Автор: Элла Володина
Редактор: Виктория Зарянка
Previous post Next post
Up