Просвещенное купечество Иркутска: Баснины

Jan 21, 2024 18:36


Пансион Эннеса в Москве был удобен для подготовки купеческих детей к поступлению в казённые учебные заведения для получения дальнейшего образования. В университет или другие заведения для продолжения образования можно было поступать, имея гимназическую подготовку, которую давали гимназии или пансионы.

Поэтому пансионеры, уже получившие домашнее образование, проходили у Эннеса  подготовку за год, сдавали экзамены за полный курс, а другие обучались по полному курсу - шесть классов. В пансионе учились дети не только московских купцов.

В 1846 году в пансион привезли иркутского купеческого сына Ивана Васильевича Баснина. Он происходил из семьи известных, богатых и просвещенных иркутских купцов.

Ивану Баснину было одиннадцать лет. Вместе с ним из иркутских купеческих детей приехал его земляк, Андрей Белоголовый.  На следующий год к Эннесу в пансион были определены их братья: два Николая - Баснин и Белоголовый.

Николай Белоголовый, сотоварищ Сергея Петровича Боткина по пансиону Эннеса и Московскому университету, тоже ставший врачом, оставил в воспоминаниях описание того, как детей иркутских купцов отправляли в большую жизнь, которая начиналась для них в пансионе Эннеса. Автором подчеркивалась не только сложность и трудность этого шага для семьи и детей, но и важность этого этапа жизненного пути для дальнейшего формирования личности.



«...Не трудно понять, как тяжело доставалось это образование детей нашим родителям и надо было сильно сознавать его значение, чтобы идти на такие жертвы; не говоря уже о материальных затратах, весьма значительных, вследствие удаленности Иркутска от столиц. Какой нравственной борьбы стоила нашим отцам и матерям решимость отпускать своих детей за 5 000 верст на руки совершенно чужих и посторонних людей, совсем в другую часть света, откуда всякое письмо шло в один конец никак не меньше месяца... Для детей тоже эта разлука с домашним кровом обходилась не без большой ломки, но мне кажется, судя по виденным мною образцам, такая ранняя оторванность от семьи скорее имела на них благоприятное, чем дурное, влияние в смысл выработки нравственных характеров».

Мы тоже можем судить «по виденным образцам». Нам известен результат не только обучения этих четверых пансионеров Людвига Эннеса, происходивших из двух известных купеческих семей Иркутска, но и их жизненный итог, подведённый историей.

Баснины и Белоголовые были разные по своим традициям, возможностям, способностям и деловым качествам семьи.

Я уже писала об одном представителе семейства Басниных - Павле Петровиче, который был учредителем «Ленского золотопромышленного товарищества».

Основателем купеческой династии Басниных был крестьянин из Великого Устюга Максим Баснин, приехавший в верховья Лены и ведший там торговлю в конце XVII века. Сын его, Тимофей, возил по Лене на барках муку в Якутск. В конце XVIII века он с четырьмя сыновьями переселился в Иркутск.



Портрет Тимофея Максимовича Баснина работы неизвестного художника. 1800-е годы. Холст, масло, размеры 81 х 65 см. Из собрания ГИМ.

После его смерти сыновья, следуя завету отца, не стали делить капитал и вели дела совместно. К 1806 году три сына Баснины (старший сын Василий умер) состояли уже в первой гильдии и вели торговые дела по всей Сибири. На севере они меняли муку и продовольствие на пушнину, которую на юге, в Кяхте, крупном пункте торговли с Китаем, продавали китайцам.

В 1812 году братья Баснины - Николай, Дмитрий и Петр - основали в Иркутске «Торговый дом Басниных» с начальным капиталом в 50 000 рублей. Он занял одно из ведущих мест в русско-китайской торговле.



Андрей Мартынов. Кяхта. 1819 год. Бумага, офорт, акварель, размеры 16,9 х 26 см. Из собрания ГИМ.

В 1814 году Баснины записались в первую гильдия в Кяхте. Из Кяхты везли чай байховый и кирпичный, шёлковые и хлопчатобумажные ткани, бархат, шёлк-сырец, фарфоровую, фаянсовую и глиняную посуду, сахар-леденец и песочный, разные фрукты, конфеты, орехи, табак, румяна, белила, тушь, украшения, чтобы всё это продать выгодно в Нижнем Новгороде и Москве.

Кяхта до открытия Суэцкого канала являлась важнейшим пунктом на пути торговли Европы с Китаем. Здесь были сделаны миллионные состояния видных российских купеческих семейств. Из Иркутска в Кяхту товары сначала везли по Ангаре, затем переправлялись через Байкал, поднимались вверх по реке Селенге до Петропавловска, оттуда сухопутным путём до Кяхты везли на телегах.



Мазер К.П. Граница Китая. Вид на Маймайчен (справа) и Кяхту (слева). 1849-50-е годы. Бумага, карандаш, размеры 32 х 40 см. Из собрания ГИМ.

Дмитрий Тимофеевич Баснин умер в 1832 году. После его смерти Пётр Тимофеевич выделился из семейного капитала и объявил свой «благоприобретенный капитал». До 1842 года в списках кяхтинских купцов фигурировало два семейства братьев Басниных - Николая и Петра Тимофеевичей. Главы обоих семейств были коммерции советниками, почётными гражданами, купцами первой гильдии с одинаковым капиталом более 15 тысяч рублей серебром.

Пётр Тимофеевич Баснин вел дневники, на основе которых писал мемуары. В 1902-1904 его внук опубликовал небольшие отрывки из дневников деда под названием «Из прошлого Сибири. Мученики и мучители» и «Из записок деда. Таинственные люди и таинственные явления».

Пётр Баснин интересовался не только коммерцией. Он изучал растениеводство, особенно его интересовала возможность свеклосеяния и сахароварения в Сибири. Как и его отец, он отличался склонностью к литературе и любовью к книгам. Бывая на ярмарках, он первым в семействе Басниных привёз гравюры, которые впоследствии стали предметом коллекционирования для его племянника - Василия Николаевича Баснина, представителя следующего поколения. Это были листы, посвященные сооружению в Санкт-Петербурге знаменитого памятника Петру Великому, привезённые П.Т. Басниным в 1806 году из Петербурга



Кювилье Ж. Литография братьев Тьери. Вид города Иркутска. 1830-40-е годы. Литография размером 23 х 31,5. Из собрания ГИМ.

В отличие от своих братьев и других купеческих семейств Иркутска, поддерживавших дружеские и деловые отношения с декабристами, Пётр Тимофеевич Баснин к декабристам относился отрицательно.

Во время Отечественной войны 1812 года Пётр Тимофеевич принимал участие в финансировании сибирского ополчения, был награждён орденами и золотой медалью на Владимирской ленте с надписью «За полезное»



Михаил Андреевич Васильев. Портрет Петра Тимофеевича Баснина. 1821 год. Холст, масло, размеры 76 х 61 см. Из собрания ГИМ - в музее он атрибутирован как портрет Николая Тимофеевича Баснина. Основанием для отмены этого определения служит наличие у этого представителя династии Басниных золотой медали «За полезное» на Владимирской ленте - такой медалью был награждён только Пётр Тимофеевич Баснин. Странно, что работники музея сами не меняют атрибуты портрета.



Увеличенный фрагмент с александровской золотой медалью «За полезное» на красной ленте. Такими медалями за всё время было награждено около 250 человек.

Пётр Баснин имел право открывать в Иркутске собственные ремесленные заведения, пользовался привилегией ездить с форейтором с ременными, а не веревочными постромками в упряжке. Во время неоднократных посещений Санкт-Петербурга Пётр Баснин был представлен российским императорам -  сначала Александру I, потом Николаю I, а также имел честь присутствовать на придворных балах в качестве представителя именитого сибирского купечества.

Умер Пётр Тимофеевич Баснин в 1842 году. После его смерти вновь капиталы Басниных были объединены, когда его вдова, Аграфена Григорьевна, подала прошение в кяхтинскую градскую ратушу с ходатайством о причислении его наследников к семейству Николая Тимофеевича Баснина. Просьба её была удовлетворена.



Михаил Андреевич Васильев. Портреты Николая Тимофеевича и Меланьи Дмитриевны Басниных. 1824 год. Холст, масло, размеры 78 х 62,5 см каждый. Из собрания Иркутского художественного музея.

Последний из братьев - Николай Тимофеевич Баснин - обрёл вечный покой в 1843 году. Через несколько лет после его смерти был произведён раздел между наследниками, двоюродными братьями Басниными: Василием Николаевичем и Павлом Петровичем, который уже упоминался в связи с учреждением «Ленского золотопромышленного товарищества».



Михаил Андреевич Васильев. Портрет Василия Николаевич Баснина в возрасте четырёх лет. 1803 год. Холст, масло, размеры 53 х 43 см. Из собрания ГИМ. Мальчик держит в правой руке перо, а в левой - тетрадь.

Сначала делами в совместной капитале управлял Василий Николаевич.

В 1851-53-х годах Павел Баснин был кандидатом на место старшего попечителя в Совете Иркутского Сиропитательного дома. Как его отец, он интересовался растениеводством. Имел под Иркутском хутор, где знания по растениеводству он претворял на практике, выращивая разные культуры из семян, выписываемых из Петербурга. Был членом Вольного экономического общества.

Василий Николаевич Баснин был страстный садовод. При своем доме в Иркутске он устроил оранжерею, в которой собрал редчайшие растения. Дом его окружал сад, бывший в те времена для Иркутска редкостью. Он был заложен в 1834 году еще Николаем Тимофеевичем. Садовники Баснина занимались акклиматизацией плодовых деревьев, овощей и разведением невиданных для Сибири цветов.

Сад Басниных охватывал более половины площади всей усадьбы и включал в себя большой оранжерейный комплекс из трех соединенных между собой стеклянных оранжерей и парников общей длиной около 70 метров и шириной около 10 метров. Свои наблюдения над растениями Василий Баснин записывал в «Садовый дневник»: «В Ильин день кушали первый этого лета ананас, которых будет у нас до срока. А затем созревают яблоки, груши, сливы… персиков и винограда ждем в будущем. Будут дыни, огурцы, редиска и зелень постоянно с марта».



Портнов Д. Вид дома Василия Николаевича Баснина со стороны сада в Иркутске. 1856 год. Картон, акварель, белила, размеры 30 х 39 см. Из собрания ГИМ.

Другой страстью Василия Баснина было коллекционирование. Он собирал книги, коллекционировал картины, преимущественно гравюры русских и зарубежных мастеров. Им выписывалось огромное количество книг, журналов, гравюр, а во время поездок он покупал и привозил всё это ящиками.

Основу библиотеки заложил его отец, владевший старыми печатными книгами XVIII века. При Василии Баснине количество единиц выросло до 12 тысяч. Были в ней и раритеты, например, первое посмертное издание А.Н. Радищева, тираж которого почти весь погиб огне пожара Москвы в 1812 году.



Михаил Андреевич Васильев. Портреты Василия Николаевича и Елизаветы Осиповны Басниных. 1821 год. Холст, масло, размеры 76 х 60 см каждый. Из собрания ГИМ. Портрет Елизаветы Осиповны написан неправильно - она отвернулась от мужа.

Василий Баснин занимался благотворительностью и выполнял ряд общественных служб, в частности в 1850-1854 годах был городским головой. Очевидно, что это уже были занятия не купца, а интеллигента. Совмещение этих занятий с купечеством возможно только в ущерб чему-либо.

Обратимся вновь к воспоминаниям Николая Андреевича Белоголового, который рассказывал об образе жизни своего отца, в частности с необходимостью постоянно находиться в разъездах по купеческим делам.

«Подвижность их [купцов] была действительно изумительная, ибо редкий из этих иркутян не покидал каждый год свой семьи на 3-4 месяца, отправляясь или на нижегородскую ярмарку, или вдоль по Лене -в Якутск и Охотск, а с конца 1850-х годов в район этих путешествий вошла и Амурская окраина. <..> Как на образец такой подвижности могу указать опять-таки на моего отца, который еще за несколько лет до своей смерти, а умер он 56 лет от роду, совершил свою 25-ю поездку в Москву, что, считая в оба конца, вперед и обратно, по 10 000 верст, дает почтенный итог в 250 000 верст. <...> Едва ли я преувеличу, сказавши, что 7-8 лет своей жизни он провел в пути...»

Одна из двух ветвей купеческой династии Басниных закончилась на Василии Николаевиче. Вторая - на его двоюродном брате Павле Петровиче Баснине. Накопление капитала лишает наследников необходимости и потребности заниматься торговлей. У них появляются иные интересы, далёкие от торговли, и потомки купцов не продолжают купеческую династию.

Отправляя детей на учёбу в Москву, родители предполагали, что их дети будут им помогать, но чаще всего дети находили себе иное поприще. Склонность к коммерции не всякому даётся

В семье Василия Николаевича и Елизаветы Осиповны Басниных было рождено десять детей: Иннокентий (1824), Осип (1830), Николай-старший (1832), Иван, Лидия (1835), Сергей-старший (1837), Елизавета (1839), Василий (1840-е) Николай-младший (1843), Сергей-младший (1846). И никто не продолжил купеческое дело, бывшее основой семейного благосостояния.

В 1847 году в пансион поступил Николай Баснин, который был старше Ивана на три года. Николай-старший впоследствии выбрал для себя профессию военного.



Николай Васильевич Баснин (старший) с дагеротипа неизвестного  мастера, сделанного по случаю присвоения Баснину офицерского звания. Курск, Нижегородский драгунский полк. Март 1854 года.

Купеческое дело, впрочем, как и всякое другое, для успешного его продвижения требует не только денег, но интереса, неустанного внимания и участия. Купечество - это образ жизни и судьба. Судя по роду его занятий, торговля мало интересовала Василия Николаевича Баснина. Пока дела велись старшими представителями купеческой семьи Басниных, все шло хорошо. Но после раздела капитала, в начале 1850-х годов Василий Николаевич Баснин потерпел ряд коммерческих неудач.

Иван Баснин окончил пансион, пройдя там курс обучения за четыре года, и 22 июля 1850 года стал воспитанником Санкт-Петербургского горного института императрицы Екатерины II. Иркутская губерния в то время становилась центром золотодобычи, и потребность в горных специалистах была очевидной. Его отец, Василий Баснин, потратил около 70 тысяч рублей на поиск золота, но золота не нашёл.

Забегая вперёд, скажу, что Иван Баснин впоследствии по долгу своей службы в 1870-е годы будет принимать участие в передаче паёв «Ленского золотопромышленного товарищества» своего терпящего банкротство троюродного брата Петра Павловича Баснина компании банкира Гинцбурга, устанавливавшего монополию в золотодобыче в районе Лены.

В июле 1854 года в боевых действиях на Восточной войне в сражении при Курюк-Даре героически погиб, защищая Отечество, сын Басниных, Николай-старший, молодой двадцатидвухлетний офицер, служивший в Нижегородском драгунском полку.



Бергнер К.А., фотограф. Портрет Василия Николаевича Баснина. 1861 год. Из собрания ГИМ.

В 1856 году Василий Николаевич Баснин ликвидировал торговые дела в Иркутске. При отъезде Баснин свою библиотеку подарил семинарии, оставив себе только книги по искусству. А коллекцию гравюр взял с собой. Он побывал в Санкт-Петербурге, Киеве, но в 1858 году обосновался в Москве.

К тому времени его сын Иван окончил Горный институт в 1857 году в чине поручика и был направлен горным инженером в Верхнеамурскую золотодобывающую компанию, где занимался поисками золота.



Бергнер К.А., фотограф. Портрет Елизаветы Осиповны Басниной. 1861 год. Из собрания ГИМ.

Уезжая из Иркутска, дом с оранжереей и садом Баснин оставил на своего друга иркутского чиновника Иллариона Сельского. Сад и оранжерею десять лет поддерживали в полном порядке слуги и садовник в расчете, что Баснины еще вернутся. Но этого не случилось. Дом в Иркутске был продан только в конце 1860-х годов.

Новые хозяева поддерживали сад и оранжерею, но случившийся в Иркутске в 1879 году большой пожар уничтожил и дом, и сад, и оранжерею...



Фотография слуг в доме Баснина в Иркутске: Анисима, кучера Назара и садовника Карпа. Неизвестный фотограф. 1870-е годы.

Из семьи Василия Баснина никто больше не записывался в купечество. Сам глава семьи Василий Баснин умер в Москве 17 января 1876 года в возрасте 77 лет. Был похоронен на кладбище Алексеевского монастыря. Там же был погребён его сын, Сергей-младший, студент Московского университета, умерший в двадцать семь лет 4 октября 1873 года.

Иван Васильевич Баснин работал в Сибири, служил горным ревизором частных золотых промыслов в Иркутске. Дослужился до чина статского советника. Был женат на Аполлинарии Христофоровне Кандинской, двоюродной тёте будущего художника Василия Кандинского.

Он умер 12 августа 1898 года, был похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря. Там же похоронены его жена Аполлинария Христофоровна (8 сентября 1879 года) и мать Елизавета Осиповна (21 августа 1881 года). Есть в Петербурге и могила его двоюродного дяди - учредителя «Ленского золотопромышленного товарищества», Павла Петровича Баснина, умершего 4 апреля 1867 года и похороненного на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Дочь Басниных Лидия вышла замуж за Николая Сергеевича фон Дрентельна. Из десятерых детей Басниных известны только эти трое. Больше всех известен Баснин Николай-младший, ставший московским адвокатом. Он наследовал коллекцию гравюр, собранную его отцом, а после его смерти в 1918 году его жена, Елизавета Васильевна, урождённая Энн Элизабет Вильямс, передала её в Румянцевский музей.

Иркутск, Васильев М.А., Лензолото, Кандинские, Белоголовые, купечество, Баснины, Вильямс

Previous post Next post
Up