Нас всех с вами в школе заставляли разбирать слова по составу. Помните? Я помню очень хорошо. Потому что регулярно получал за эту неблагодарную работу двойки и тройки. Ну не понимал я, откуда берутся все эти суффиксы и окончания и почему корень иногда может состоять из одной какой-нибудь буквы «ш»! Не понимаю и теперь. Если же у вас есть дети,
(
Read more... )
Comments 14
Кирилл, ну что же в одну кучу-то:) Дети в школе изучают синхронное словообразование, а Вы приводите примеры из диахронического. Это разные уровни.
радуг-а - синхр.
ра-дуг-а - диахр.
улиц-а - синхр.
ул-иц-а - синхр.
и т.д.
Можно еще в историческую грамматику залезть и до старослава докопаться:) Там вообще бык и пчела - однокоренные слова. Но не будем же мы об этом говорить в контексте современного русского языка:) Все нормально с радугой у Ушакова:)
Reply
Reply
а ула - нормальное слово (вырубка, проход...).
"У лица дома" - все бы хорошо, но что делать с другими славянскими языками? Вулица, ulice? В украинском, например, где был предлог до сращения, там "у" и остается, никакого "ву" не появляется.
И еще не уверена, что слово "улица" появилось позже, чем др.р. "лицо" заменило ст.сл. лик (но в этом, правда, я совсем не уверена).
Reply
2. Мне почему-то кажется, что если слово может дробиться и при этом не лишаться смысла, то это как раз тот пусть, по которому нужно идти, а вовсе не на уровне придуманных корней и т.п.
Со стороны может показаться примитивным подходом, но подумайте шире: есть предлог "у", есть "лицо". Официальные этимологические словари ведут к некоему проторусскому корню "ула". Но мне на ум приходит другое схожее русское слово - "улика". Это то, что находят на месте преступления, то, что нужно пристально рассматривать, то, что нужно держать "у лика". Конечно, слишком просто и примитивно, но сдается мне, что если бы кто-нибудь занялся этим вопросом серьезнее, то логических цепочек выстроилось бы достаточное количество, чтобы одну устоявшуюся теорию (которая толком ничего не объясняет) заменить новой (очень старой), которая высвободила бы связи между словами на "малекулярном" уровне образов, а не на уровне современного конструктора Lego ;-)
Reply
Leave a comment