Король на удаленке, или Особенности средневекового фриланса. Часть 1

Dec 28, 2021 10:56


Что-то я по Плантагенетам соскучилась, спасу нет. Генриха II - правителя, реформатора, убийцу, многодетного счастливого папашу и верного друга старика Альцгеймера - понятное дело, уже не вернешь, да и сколько можно про него? Так что я погрузилась в увлекательное чтение материалов о следующем по счету короле из вышеупомянутой династии - Ричарде Мамина Корзиночка Львиное Сердце. Такая, знаете, благодать! Прямо на каждом шагу возникают поводы зацепиться и поглумиться, а мне ведь только того и надо. Сейчас вам все расскажу, а потом, если захотите, обсудим. С особым восторгом приветствуются комментарии типа «У автора хватило ума только на то, чтобы книжки пересказывать», «Недостоверные факты, претенциозная подача, дешевый пафос», «Казарменный юмор, приблатненная интонация», «Я, как вашу чушь прочитал, сразу сходил руки помыть, душ два раза принял и в баню на следующий четверг записался», «Всеобщая деградация», «Какжи надаеле эти бесграматныи афтары». Итак, поехали.



Ричард I. Изображение из Википедии



Когда старый король волей Божию и вследствие безобразного поведения законных отпрысков помре, его сыну и преемнику Ричарду пришлось-таки показаться в Англии. До этого скорбного события он наезжал туда лишь эпизодически, так как большую часть своего времени посвящал тому, что гонял по Аквитании лопатой мятежных баронов. К суровым погодным и политическим условиям отчего края (родился он, кстати, в Оксфорде) он был непривычен. Но все ж таки король Англии, понимать надо. Где родился, там и пригодился. Так что приехал на историческую родину как миленький и короновался в Вестминстерском аббатстве.

Церемония получилась очень красивая и душещипательная. Многие присутствующие прослезились, сморкаясь в мантии и утираясь парчовыми рукавами. А то, что население Лондона на радостях устроило масштабные еврейские погромы с убийствами, поджогами и массовыми грабежами, так это ничего, издержки производства. С кем не бывает. Не бывает с теми, кто не отдает четкого приказа на пушечный выстрел не подпускать к торжествам ни одного иудея. Когда ситуация вышла из-под контроля, Ричард начал смутно догадываться (хотя и не имел перед глазами соответствующих статистических данных), что начинать свое царствование с бойни - это как-то не очень правильно: примета плохая. Тем более евреи в Англии традиционно находились под королевской защитой. Ричард, конечно, приказал поймать и наказать преступников и взял дело под личный контроль. Но кого тут особо накажешь? Толпу, что ли? Это только кардинал Ришелье наивно полагал, что нет такого народа, который нельзя посадить в Бастилию. Да и то не настоящий Ришелье, а персонаж советской музыкальной комедии.

Итак, коронацию с горем пополам проехали, все участники расползлись по своим делам: кто парчовые рукава в сундуки складывать до нового торжественного мероприятия, кто фингалы и переломы залечивать, кто вообще на кладбище отдыхать. Вернувшись к повседневным проблемам, новый король стал мучительно раздумывать, где взять денег. Прямо по Зощенко: «Нужда, скажу, в презренных денежных знаках». Дело в том, что давно уже Ричарда томила и не давала покоя одна дорогостоящая мечта: сходить в крестовый поход. Он еще при жизни папеньки туда записался, как мы помним из предыдущих глав нашего неспешного повествования. Но тогда сходить не дали, а сейчас кто запретит? Садись на коня и вперед - сарацинов каких-нибудь гонять вместо надоевших аквитанских подданных.

Но тут ведь вот какое дело. В крестовый поход было принято ходить не одному, а с войском - ну, почему-то так повелось. И войско должно быть должным образом экипированным. И вряд ли будет сражаться только за идею - все больше за материальные ценности. Это выездное мероприятие обещало быть крайне дорогим: если, например, посчитать расходы на калькуляторе, цифры в окошечко калькулятора могли не влезть. Изыскание средств на воплощение королевской мечты превратилось в серьезную проблему.



Отправление в Третий крестовый поход. Изображение из Википедии

Так что Англия для короля Ричарда представляла собой не столько дом, милый дом, сколько а) перевалочный пункт, б) источник денежных средств, которые желательно из той Англии по максимуму выкачать. Просто он еще не догадывался, что в будущем Англия - единственное, что останется у его преемников своего.

Денег можно добыть разными способами. Например, ввести непомерные налоги. Но это долго и нудно: пока заработают, пока деньги соберут, пока внесут, пока по статьям разнесешь, пока то да се… Да еще подданные, увидев платежку с суммой налога, обязательного к уплате, могут рефлекторно за вилы схватиться, причем отнюдь не с целью осуществления этими вилами сельскохозяйственных работ. И денег не увидишь, и свою тушку жалко. Ну нафиг. Нет ли еще каких-то способов подкопить на мечту?

Вот, может, продать что-нибудь ненужное? «Чтобы продать что-нибудь ненужное, - хором заявили королевские советники голосом дяди Федора, - надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет!»

- А давай, Гленвиль, мы тебя продадим, - задумчиво предложил король.

- Это как так - меня? - опешил Ранульф Гленвиль, главный юстициарий королевства.

- Ну, так, на Авито. Как раритет, оставшийся от предыдущего царствования. Или - еще лучше - в тюрьму тебя посадим, а потом за пятнадцать штук выпустим, а? (Спойлер: говорят, что этот вариант в отношении Гленвиля таки был успешно реализован). Да ладно, не боись, шучу. А вот Лондон… Как думаете, никто не купит? - продолжал король выдвигать креативные идеи.

- Да кому он нужен, твой зачуханный Лондон?!! Грязища, холодища, теснотища, туман, население легковозбудимое с вилами в каждом сарае… Нет, не вариант.

Вы думаете, я стебусь? Правильно думаете. Я-то стебусь, а вот Ричард практически на серьезных щах заявил «Я бы продал и Лондон, найдись на него покупатель». Вернулся, понимаешь, на родину. Шумят березки стройные.

Тут, спасибо, папа римский подсобил - идею подал: разрешил королю своей волей освобождать от обета идти в Святую землю каждого, кого он, король, пожелает освободить. А надо сказать, что многие аристократы по настоятельной просьбе Генриха II зарегистрировались на сайте, где формировались списки участников будущего крестового похода. Просто все хорошо знали, что Генриху тот поход ни на какой черт не сдался и дело с высокой вероятностью ограничится трындежом о высоких материях и уплатой взносов. Тоже не сахар, но хоть так.



Тут, правда, не Ричард, а Барбаросса, но картинка все равно в тему, потому что это Третий крестовый поход. Изображение из Википедии

А тут здрасти - новый король, молодой-горячий и в поход по-настоящему хочет. Для подданных перспектива тащиться в какие-то (вырезано цензурой) интересные места с риском не вернуться замаячила на горизонте как никогда. Бароны впали в тихую панику и были рады заплатить, лишь бы откосить от участия в сомнительном мероприятии.

Чем Ричард и воспользовался. Подходил к какому-нибудь морально неустойчивому и не слишком воинственному аристократу и проникновенно вещал: «…на конспиративной квартире в крестовом походе нас ждет засада. Придется отстреливаться. Мы рады в этой тревожной обстановке встретить именно вас… Я дам вам парабеллум… Сможете нас прикрыть?»

В отличие от персонажа из первоисточника, ни один английский барон не мог сказать, что совершенно не знаком с военным делом - это в контексте ситуации была бы слишком наглая ложь. Однако посильную финансовую помощь за освобождение от участия в походе предлагали. И даже без этих вот дурацких вопросов: могут ли двести рублей вместо пятисот спасти гиганта мысли будущих крестоносцев.

Все понимали, что торг здесь неуместен.

Продолжение следует

XII век, Франция, король, Англия, папа римский, война, деньги, католическая церковь

Previous post Next post
Up